Правительство Беларуси месяц назад разрешило продавать складские запасы по ценам ниже себестоимости.
Но активной распродажи за этим не последовало. В чем причина, разбирался «Ежедневник».
Правительство и Лукашенко вот уже год твердят о том, что необходимо принять срочные меры по разгрузке складов. Однако любые действия руководителей предприятий в этом направлении оказываются провальными.
Когда в середине прошлого года складские запасы пошли на убыль, обнаружилось, что товар просто передается за границу в дилерские центры в счет будущих оплат. После президентского гневного приказа «очковтирательство» прекратить, статистика по запасам снова поползла вверх.
Затоваренные склады даже заставили экономические власти отказаться от погони за «валом»: в конце прошлого года промышленное производство пошло на спад. Однако даже это не помогло разгрузить склады. В 2014 году запасы снова стали стремительно нарастать: если на 1 января их соотношение к среднемесячному объему производства равнялось 70%, то на 1 февраля – уже 78%, а на 1 марта – все 84%.
Видя, что никакие меры не помогают, правительство было вынуждено пойти на отчаянный шаг – разрешить убыточным предприятиям продавать товары ниже себестоимости.
Правило действует уже месяц. Поэтому впору поинтересоваться, начали ли его уже применять и ждать ли нам улучшившихся показателей по запасам за март.
Распродажа – только с разрешения
Ранее продавать товары ниже себестоимости могли лишь те предприятия, которые работают рентабельно. А новое постановление, принятое в целях борьбы со складскими запасами, разрешает делать то же и убыточным государственным организациям.
Правда, прежде чем начать раздавать свои товары за бесценок, им нужно получить разрешение от государственного органа, к которому они относятся. Большинство промышленных предприятий входят в структуру Минпрома.
Ажиотажа не наблюдается
Оказалось, производители вовсе не спешат воспользоваться открывшейся возможностью пополнить свой оборотный капитал: по словам представителя Минпрома «обращения носят единичный характер». Мало того, комиссия, которая рассматривает заявки, не торопится их удовлетворять – по крайней мере, по одному из них специалисты министерства запросили дополнительные обоснования необходимости продавать товар ниже себестоимости.
В чем же причина того, что предприятия так неактивно обращаются за разрешением распродать свои склады?
Непреодолимые барьеры
Видимо, ответ нужно искать в требованиях, которые власти предъявляют всем, кто обратился.
Как сказано в постановлении Совмина, комиссия будет обращать внимание на финансовое положение предприятия, его рентабельность продаж с начала текущего года, а также поинтересуется, какие проводились мероприятия по снижению затрат на производство товаров.
Мало того, заявителю придется попотеть, чтобы подготовить серьезное аналитическое исследование: информацию о конъюнктуре рынка и сравнительный анализ цен на аналогичные товары.
Очевидно, госуправленцы, никогда не отличавшиеся особой инициативностью, вряд ли станут утруждать себя подготовкой таких документов. А если все же станут, они все равно рискуют не удовлетворить комиссию своими финансовыми показателями или оценками рыночных перспектив.
Поэтому можно утверждать, что закон изначально запрограммирован навсегда остаться на бумаге и ждать серьезных уменьшений запасов в мартовской статистике не приходится.
Единственное, что может заставить документ заработать – это политическое решение, которое сделает комиссии более сговорчивыми.