Буквально за несколько недель Россия без особых затруднений забрала у Украины Крым. А что Беларусь может при случае забрать у России? Если разобраться, этот вопрос на самом деле совсем не такой уж и глупый. По крайней мере, жители Смоленской и Брянской областей России уже сегодня выступают за то, чтобы их регионы вошли в состав Беларуси.
Кто на что претендует
То, насколько бесцеремонно Россия отняла у Украины Крым, думается, впечатлило людей во всем мире. А политикам акция по отъему Крыма дала очень четкий сигнал: наконец-то рухнул краеугольный камень всей послевоенной мировой политики – принцип нерушимости границ. В 1940-х на Ялтинской и Потсдамской конференциях обсуждалось, прежде всего, неприсоединение части одной страны к другой. Теперь на этой норме международной политики можно ставить крест.
Переход «исконно русского» Крыма от Украины к России тут же поднял великое множество территориальных вопросов по всему постсоветскому пространству. Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Гагаузия, Виленский край, Татарстан, Нагорный Карабах… продолжать можно долго. Если покопаться даже в достаточно новой истории Беларуси, то выяснится, что наша страна также может предъявить территориальные претензии соседям. Многие радикальные белорусские националисты уже сейчас готовы «потребовать обратно» у Польши – Белосток с окрестностями, у Литвы – Вильнюс и Виленский край, у России – населенные этническими белорусами юг Псковской области, Смоленщину и Брянщину. Конечно, сегодня возможность подобного территориального передела выглядит довольно дико. Но кто, скажите, еще три месяца назад мог предположить, что Крым легко и быстро перейдет от Украины к России?
Белосток и Вильнюс в самом деле в значительной степени можно считать белорусскими, но все же принадлежат они сейчас странам – членам ЕС и НАТО, а уровень жизни там – заметно выше белорусского. Диаметрально противоположная ситуация – со Смоленской и Брянской областями России.
Депрессивные регионы
Сегодня Смоленская и Брянская области – депрессивные регионы России, живущие за счет дотаций из федерального центра. Доходы населения – одни из самых низких в России, промышленность и конкурентоспособное сельское хозяйство практически развалены, высокая безработица. Зато местные жители убеждены, что в соседней Беларуси почти что текут молочные реки с кисельными берегами. «В Беларуси порядок, взяток не берут, зарплаты платят всегда вовремя, бесплатная медицина, бесплатное образование, все работают, колхозы работают, а у нас поля бурьяном поросли», – говорят жители Рославля, Смоленска, Брянска, Клинцов.
К примеру, среди бюджетов российских регионов Брянская область занимает последнее, 83-е место. Смоленская – на 52-м, но только за счет особого статуса Смоленска как крупного транспортного узла.
Неудивительно, что жители Смоленщины и Брянщины все более открыто выступают за то, чтобы их земли были присоединены к Беларуси. Причем это совсем не новая тенденция. Еще в ноябре 2008 года член Совета Федерации от Владимирской области Евгений Ильюшкин был вынужден отвечать на вопрос по поводу народных сходов, прошедших в ряде районов Брянской и Смоленской областей. На этих сходах были приняты обращения к местным советам по поводу присоединения этих районов к Беларуси. «Вопрос о присоединении того или иного региона к братской Беларуси стоять не может, – сказал тогда Ильюшкин. – Границы России должны быть неприкосновенны. Если такой вопрос будет поставлен, то я, как член Совета Федерации, буду голосовать против».
Отвечая на тот же вопрос, начальник управления общественных связей аппарата администрации Смоленской области Юрий Глебов заявил: «То, что решено на местных советах, не является руководством к действию. Это не соответствует российской Конституции».
После истории с Крымом жители Смоленщины и Брянщины вновь заговорили о переходе «под крыло» Беларуси. Сейчас на сайте Change.org идет сбор подписей под требованием к администрации Смоленска: «Провести референдум о возвращении Смоленска в состав Беларуси». В соцсети «Одноклассники» есть группа «Хочу жить в Беларуси». И проведенный 17 марта опрос посетителей смоленского сайта gorodnews.ru показал весьма неожиданные результаты. Оказалось, многие из смолян хотят, чтобы Смоленщину пригрела под своим крылом Беларусь: «Пора Смоленску возвращаться под крыло белорусского Батьки, с ним спокойнее – 22% опрошенных».
Ну и, наконец, на минувшей неделе губернатор Смоленской области Алексей Островский попросил белорусских аграриев помочь с обработкой земли. «Так сложилось, что у нас сейчас в полном объеме нет возможности силами местных сельхозпроизводителей обрабатывать весь земельный фонд региона», – сказал Островский по итогам заседания рабочей группы по сотрудничеству Беларуси и Смоленской области. По словам губернатора, это не абстрактные предложения: «Единственное, у нас есть безусловное пожелание, чтобы белорусские аграрии были зарегистрированы здесь как юридические лица, платили налоги. А так, абсолютно зеленый свет».
История вопроса
Еще в 1859 году Центральный статистический комитет МВД царской России проводил сбор сведений в Смоленской губернии. Согласно его данным, большинство населения Смоленской губернии составляли белорусы: 537,149 человек – против 487,930 великороссиян. Например: в самом городе Смоленске и Смоленском уезде жило 82,636 белорусов и только 7,611 великороссиян и 1,077 представителей других национальностей.
При этом известно, что имелись четкие указания властей царской России всюду записывать при любом удобном случае белорусов в «этнос великороссиян». В комментариях к данным чиновники объяснили: «В этнографическом отношении Смоленская губерния может быть разделена на две неравные части: восточную, с населением великорусского племени и западную, заселенную белорусами».
И в БНР, и при провозглашении БССР неотъемлемой частью Беларуси декларировалась Смоленская губерния. Уже в 1928 году в книге К.В. Кудряшева «Русский исторический атлас» (Госиздат. М.; Л., 1928) на карте «Современное деление восточных славян на языки» область «Белоруссы» обозначена и территориями Белосточчины и Виленщины, и огромной территорией РСФСР – которая включает Смоленск, Курск, Брянск, часть Тверской и Псковской областей и доходит до Московской области. Эта карта совпадает с картами проживания белорусского этноса, составленными Риттихом (1875), Карским (1903), Московской Диалектологической Комиссией (1915).
30 декабря 1918 года в Смоленске открылась VI-я Северо-Западная конференция РКП(б). Она объявила себя первым съездом КП(б) Беларуси; съезд заявил, что Западная коммуна – область Российской Республики – объявляет себя Советской Социалистической Республикой Белоруссией (ССРБ). Границы нового государства были определены на основе этнической территории расселения белорусов. Делегаты единогласно поддержали предложения территориальной комиссии и постановили, что в состав ССРБ входят Гродненская, Минская и Могилевская губернии целиком, почти вся Витебская губерния, а также пять уездов Смоленской губернии, четыре северных уезда Черниговской губернии, по одному уезду Сувалковской и Виленской губерний. Правда, в границах, определенных I-м съездом КП(б)Б, ССРБ существовала всего месяц – до вмешательства Москвы.
Комментарии экспертов
«Если Крым присоединили под давлением и при помощи «помощников» из Москвы, то российские приграничные к Беларуси районы то и дело просятся присоединить их добровольно к нашей стране. Еще академики различных университетов Российской империи (Е. Ф. Карский, М. В. Довнар-Запольский и другие) причисляли большинство земель и жителей Смоленской, Брянской и Псковской областей именно к белорусской нации, – напоминает эксперт проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Но если оставить в стороне исторический и культурно-лингвистический аспект и посмотреть на проблему прагматично, сразу возникает вопрос – а зачем Беларуси эти земли?
Что представляют сегодня эти области? Это дотационные регионы (одни из самых дотируемых областей России), в них слабо развиты промышленность, сельское хозяйство (земли этих областей низкоурожайные), но главный их минус – низкий человеческий потенциал. Москва как пылесос высасывает из регионов лучше кадры, которые едут за нормальной жизнью в столицу.
Потому даже если предположить такой сценарий развития событий в России, который приводит ее к развалу, то присоединение данных областей может только усугубить и без того тяжелое положение нашей страны, в котором она окажется в результате потери основного торгового и сырьевого партнера.
Потому шансов и, главное, возможностей присоединения этих областей в ближайшей и среднесрочной перспективе я не вижу. Идеальным вариантом было бы культурное и экономическое доминирование Беларуси в этих регионах».
«Экспансия ведь совсем не обязательно должна быть территориальной, то есть с переходом некой территории под юрисдикцию другой державы. Скорее, это уже редкость в наше время. То, что произошло с Крымом сейчас – это XIX век, – считает научный сотрудник Института славяноведения РАН (Москва) Владимир Космачев. – Сегодня экспансия может быть культурной, культурно-религиозной, экономической, демографической… И, кстати, как раз белорусам за примерами далеко ходить не надо. В соседнем Вильнюсе литовцы всерьез говорят о культурной и экономической экспансии Польши, о демографической и экономической – со стороны Беларуси. А в белорусском Гомеле – том люди больше считают себя белорусами или частью «русского мира»? Так и с Брянщиной, Смоленщиной. В современном мире границы размываются, и пока Россия слабеет, Беларусь вполне может укрепиться в этих регионах настолько, что местные жители сами будут считать себя белорусами, лишь формально живущими в России».
«Жителей Смоленщины и Брянщины можно разделить условно на две группы по отношению к Беларуси – люди, занятые в бизнесе, и те, кто занят в государственном секторе и пенсионеры, – говорит глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. – Те, кто занят в бизнесе, очень плохо относятся к присоединению Смоленщины и Брянщины к Беларуси, потому что там слишком много белорусских бизнесменов, уехавших в те районы из "процветающей Беларуси". Даже таксисты уже сочувственно кивают, если говоришь, что из Беларуси. Ну а рядовые обыватели этих двух областей живет иллюзиями, что в Беларуси порядок, Лукашенко борется с продажными чиновниками, и они как раз очень тепло относятся к идее присоединения Смоленщины и Брянщины к Беларуси (правда, думаю, при условии сохранения им российских пенсий)».