Вместо того чтобы сражаться, он предпочтет вести с ней переговоры.
Французский историк и советолог Ален Безансон дал интервью польскому порталу wPolityce.pl (перевод - «Инопресса». Темой разговора стал нынешний российско-украинский кризис и его отражение в международной политике.
- Кремль сосредоточил на границе с Украиной десятки тысяч солдат. Европу охватил страх. Премьер-министр Дональд Туск требует физического присутствия НАТО в Польше. Действительно ли Россия нам угрожает?
- Да, опасность вполне реальна для Польши, стран Балтии и Молдовы. Дело в том, что на территории Европы нет никаких серьезных вооруженных сил. Французские солдаты находятся в Африке, британские - у себя дома. Остальные отправлены в далекие зарубежные командировки. Так что защищать внешние границы Европы просто некому. А почему? Потому что в течение последних 50 лет мы жили в Европе, которая была детищем Жана Монне, в Европе рациональных политических и экономических отношений. В Европе, где нет противников, нет врагов. Все - партнеры. И вдруг на горизонте появляется русский солдат. А русский солдат - это солдат настоящий. Он не такой, как европейские солдаты, которые нянчат детей и помогают женщинам выйти из машины. Русский солдат любит сражаться, воровать, насиловать и убивать. Поэтому Европа в ужасе. Чему трудно удивляться. С этим врагом вы можете не справиться.
- Что же должна делать эта перепуганная Европа? Ждать подмоги от американских десантников? Разумеется, если они захотят прийти к нам на помощь?
- Следует напомнить Соединенным Штатам, что существует Североатлантический альянс и Вашингтонский договор, согласно которому НАТО должно защищать любого своего члена, подвергнувшегося нападению. Это особенно важно для стран Балтии, потому что, если Путин захочет пойти дальше, чем на Украину, то, на мой взгляд, он в первую очередь нападет на Латвию. Потому что в Латвии есть значительное русское меньшинство, около 35% населения. Литовское общество - объединенное, сплоченное, там нет такой большой русской общины. И Эстония - страна этнически довольно однородная.
В случае Латвии Россия могла бы использовать тот аргумент, что русское меньшинство находится под угрозой, и поспешить с "братской помощью". Это надежный, проверенный русский метод, использовавшийся в течение многих столетий. И кто на Западе будет умирать за Латвию? Я уже сейчас представляю себе реакцию западных политиков различных мастей: "Мы же не будем рисковать войной из-за Латвии!" Европа испытала две разрушительные войны и не имеет никакого желания участвовать в следующей, которая может оказаться гораздо страшнее, чем предыдущие.
- Пока что Россия может ввести войска в Восточную Украину. Что будет, если она на это решится?
- Этого никто не знает. Россия может ввести войска в Восточную Украину, может отнять у нее Харьков и Донецк. Она может также сосредоточиться на Молдавии и аннексировать Приднестровье. Она может сделать все что ей заблагорассудится, потому что западный мир - это мир без врагов. Он больше боится даже не врага, а того, что у него будет враг. Он беспомощен перед российским нахрапом. И потому, несмотря на этот нахрап, он делает вид, что Россия ему не враг. Вместо того чтобы сражаться, он предпочтет вести с ней переговоры. Это не сулит нам ничего хорошего в будущем. Если НАТО хотело бы реагировать - то уже давно бы это сделало.
- Это очень пессимистический прогноз. Значит, нет никакой надежды? На то, что Запад очнется, изменит свое отношение к происходящему?
У вас всегда остается возможность молиться Ченстоховской иконе Божией Матери.