Сегодня на экраны выйдет четвертый сезон телесериала "Игра престолов", который часто сравнивают с классикой жанра фэнтези, в частности "Властелином колец".
Впрочем, "Игра престолов" в равной степени обязана успехом одному французскому историческому романисту, сообщает Би-Би-Си.
"Игра престолов" - это так называемое "фэнтези". События сериала, как и книжного цикла, по которому он снят, - "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина, - происходят в мифическом Вестеросе. На севере огромная ледяная стена сдерживает "диких" и зомбиподобных "белых ходоков". К югу от стены продолжается ожесточенная война между претендентами на Железный престол - семью королевствами Вестероса. Между тем принцесса Дейенерис, изгнанница в далекой земле, воспитывает трех драконов и собирает армию освобожденных рабов.
Но "Игра престолов" также наполнена политическими интригами и жестокими смертями. Война и ее последствия изображены в натуралистических подробностях. Персонажи вступают в сексуальные отношения, а главные герои неожиданно умирают. Отнимите элементы сверхъестественного - и останется произведение, больше похожее на историческую сагу, хронику обычной борьбы за власть.
Сам Мартин объясняет, что одним из главных источников вдохновения для него было не фэнтези, а цикл романов о средневековой Франции, который в англоязычном мире не очень знают и читают. Это "Проклятые короли" Мориса Дрюона - сага из семи томов, написанная в 1950-1970-е годы. В ней идет речь о династической борьбе за французский престол в начале XIV в., приведшей к Столетней войне.
Король Франции Филипп IV Красивый умер в 1314 году. Трон перешел, поочередно, к его сыновьям Людовику X (умер в 1316), Филиппу V ( 1316-1322) и Карлу IV (1322-1328); все они умерли без наследников.
После Карла трон перешел к его двоюродному брату, Филиппу Валуа; за право наследования с ним соревновался английский король Эдуард III, внук Филиппа IV (его мать Изабелла была дочерью Филиппа). Война продолжалась с 1337 по 1453 и закончилась потерей почти всех английских территорий во Франции.
"В "Проклятых королях" есть все, - пишет Мартин в предисловии к новому англоязычному переизданию. - Поверьте мне, Старки и Ланнистеры ничем не лучше Капетингов и Плантагенетов. Игра престолов вечна и неизменна".
Только начните читать "Проклятых королей", и сразу увидите параллели. Вестерос имеет гораздо больше общего со средневековой Францией в изложении Дрюона, чем со Средиземьем Толкиена. Обе - феодальные земли, где власть определяется путем интриг в мирное время и кровавой мести - в военное. При французском дворе, описанном Дрюоном, очень правдиво и уместно звучали бы слова одного из персонажей Мартина: "Лестница власти - вот единственная реальность. Надо карабкаться вверх, и все".
Повествование в "Проклятых королях" начинается с 1314, последнего года правления Филиппа IV. Король уничтожил влиятельный рыцарский орден тамплиеров и присвоил себе их сокровища. Последнего магистра ордена сжигают на костре, осудив как еретика по сфабрикованным обвинениям. Из огня он провозглашает ужасное проклятие тем, кто обрек его на смерть: "Проклятые! Проклятые! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!" Вскоре после этого Филипп умирает, и его родственники начинают распри за наследование.
Персонажи "Игры престолов" и "Проклятых королей" очень похожи: слабый, но садистический принц (Людовик во французском романе, Джоффри у Мартина), мстительная принцесса (Изабелла - Серсея), макиавеллиевские интриганы (Роберт д'Артуа - Петир Бейлиш "Мизинец"). В обоих произведениях читатель распутывает сложный сюжет с точки зрения менее влиятельных персонажей, самопроизвольно подхваченных событиями.
"И тот, и другой - эпические романы с фокусом на персонажах, - говорит Марк Денжан, французский любитель Дрюона. - В "Игре престолов" автор сам придумывает политическую интригу, Дрюон черпает свою из истории, но в обоих произведениях вы видите историю глазами простых, "маленьких" людей".
Сравнивая два произведения, можно сделать вывод, что книги Мартина - это, как кто-то метко выразился, "фэнтези для людей, которые вообще-то не любят фэнтези". Мартин прибегает к "историческому винегрету" - война между Старком и Ланнистерами напоминает Войну Роз, племя Дотракийцы (к которому через брак принадлежит Дейенерис в начале событий) - монгольские орды Чингисхана, а железные воины имеют немало общего с викингами. Стена же Вестероса вызывает ассоциации со стеной Адриана на севере Британии.
Все как в истории - но с большим эффектом неожиданности, ведь нам не известно, кто выиграет, а кто проиграет. За это Мартина хвалят даже некоторые историки. "Здесь сходятся различные события из разных времен, чтобы постоянно нас удивлять и восхищать. В "Игре престолов" персонажи внезапно попадают, словно в ловушки, в эпизоды из нашей собственной истории", - пишет о цикле Мартина историк Том Холланд, автор книг "Рубикон" и "Огонь Персии".
"Игра престолов" вдохновила некоторых читателей глубже погрузиться в историю. Например, американский писатель Джейми Эдэйр начал вести блог "Исторические события на фоне "Игры престолов". "По правде говоря, сначала я планировал лишь несколько сообщений, - рассказывает он. - Не думал, что найду аж столько исторических параллелей, кроме нескольких очевидных с Войной Роз".
"Но я пишу дальше и дальше, потому что это вдохновляет меня исследовать новые страницы истории и рассматривать их под разным углом. Например, до этого блога мне бы и в голову не пришло изучать стратегию военных осад в древнем мире... Но теперь я вижу в истории много закономерностей".