Знаменитый белорусский футбольный тренер Юрий Пудышев отмечает юбилей.
Зафрахтовать на воскресенье в студию "Прессбола" эксперта для обсуждения матча "Динамо" Минск — "Неман" оказалось делом практически нереальным.
Хотя концентрация звезд в окрестностях Дома футбола, на третьем этаже которого и делается передача, в назначенный час просто зашкаливала. Однако "белые-голубые" Курнев, Горлукович, Зыгмантович, Гуренко или "желто-синие" Федорович, Ермакович, Бага, Гончаренко и другие Имена проводили свой поединок, менее официальный и более важный, — фиксировавший 60-летний юбилей Юрия Пудышева. Корреспондент pressball.by побывал на матче, а также записал рассказы юбиляра о тренерских причудах в "Динамо-82", взаимоотношениях со Львом Яшиным и желании вернуться в большой футбол.
— Так, что у меня с прической? — Первым делом интересуется только что отбегавший тайм в матче с борисовчанами Пудышев, увидев камеру телевизионщиков.
— Все в порядке.
— Ну, тогда спрашивай, — игриво улыбаясь, говорит чемпион СССР.
— Юрий Алексеевич, Вы недавно намекнули, что готовы вернуться в большой футбол и сыграть за БАТЭ в официальном матче.
— Да, хотя бы минут 20.
— Можно ли считать, что возвращение состоялось? Вы сегодня забили мяч, были сверхактивны.
— Нет, когда за основу сыграю, тогда и состоится! Это ведь товарищеская игра. А мне за основу надо, чтобы адреналина было побольше!
"Побольше адреналина..." Интересно, какой силы должен быть всплеск эмоций, способный удовлетворить мастера, исколесившего за долгую футбольную карьеру весь бывший Союз, от Москвы до Якутска, Барнаула и Нижневартовска? Дух захватывает от осознания того, что встреча, в которой случилось целых семь взятий ворот, встреча, в которой ветераны БАТЭ благодаря хет-трику Алексея Баги едва не совершили невероятный камбэк с 0:3, по накалу страстей немного не дотягивает до стандартов Пудышева...
Любопытно, что камбэк борисовчан организовал в прошлом защитник Алексей Бага. Он, кстати, стал участником забавного эпизода. Пробегая мимо тренерской скамейки, он подколол нашего колумниста Андрея Вашкевича: "Ну что, вижу на поле несколько отличных кандидатов в чемпионат Непала". Андрей открыл рот, чтобы ответить, но Бага уже побежал дальше по своему флангу.
...А Пудышев все отвечал на вопросы...
— Значит Книга рекордов Гиннеса пока подождет?
— У меня еще много времени!
— А нет ли у вас мечты сыграть в официальном матче именно против минского "Динамо", команды с которой был взят чемпионат СССР?
— Мне все равно против кого играть, мне лишь бы выйти на футбольное поле, чтобы молодые ребята вспомнили о "Команде-82", не забывали ее.
— Раз уж мы заговорили о "золотом Динамо", не могу не вспомнить историю из далекого детства. Мы с отцом покупали футбольную форму на рынке Новополоцка. Я выбрал тогда футболку "Милана", а мой папа был огорчен, что формы "Динамо-82" найти в северном городке было невозможно. Тогда-то я и узнал о Прокопенко, Курненине, узнал о команде, побеждавшей грозных соперников из Москвы, Киева и Тбилиси…
— Вот такая команда была! (показывает большой палец) Вот мне все говорят, что я легенда... Ну какая я легенда? Там была команда-легенда. Это другое дело! Скромнее надо быть, правильно? А я в ней просто играл.
Я так скажу: тяжело было, когда в соперниках такие монстры, как "Спартак", "Динамо", "Торпедо", армяне, украинцы, грузины, казахи, узбеки... тяжеловато было.
— Но вы же справлялись.
— У нас такой был полководец, вы все его прекрасно знаете. Не Александр Македонский, конечно, но Эдуард Васильевич Малофеев. Он сказал: "Ребятки, давайте мы соберемся вместе, все бросим. Семьи бросим (ну, в хорошем смысле), поедем в "Стайки", никаких дел: ни пьянок, ни гулянок — ничего!" Мы прониклись этим.
— Эдуард Васильевич, выходит, привил "Динамо" психологию победителей?
— Психологию? Один раз я помню нам психолога дали. Что-то у нас не получалось: одну игру проиграли, вторую... Привезли, значит, этого психолога на базу в Стайки. Ну, сами понимаете, режим: после тренировки обед и сон сразу. Психолог этот в обеденное время все рассказывал-рассказывал то да се, кровь, мол, течет по венам туда-сюда, а я смотрю — сторож стайковский подкрадывается с ружьем... Подкрался, стоит за углом и тоже слушает. Так, сначала ружье упало, потом сторож упал — это психолог столичный его загипнотизировал.
У нас такие были тренеры, как Иван Иванович Савостиков, Эдуард Васильевич Малофеев, Арзамасцев, Гарай был начальник команды — с ними не соскучишься. С Иваном Ивановичем была история одна. Он, молодец такой, купил мотоцикл... Ворота в "Стайках" были закрыты. Ну, он набирает скорость... А потом: БАМ! БАМ! БУМ! — ворота закрыты, двух деревьев нет, Иван Иванович в кустах лежит. Ну, мы его подняли, принесли и... на следующий день выиграли! Такие вот у нас психологи были.
Э.В. Малофеев тоже. Вот у меня был день рождения в Тбилиси. Нас там засудили — один ноль проиграли. Наутро надо было улетать. Грузины нам, значит, завтрак дали, поставили кефир на стол. Э.В. выходит, смотрит так поверх голов: "Кефир убрать, всем вина, б...ь!". Вот это психолог, понимаю! И ведь поперли — того обыграли, этого... смотрим, уже на первом месте, все отлично. Такая командюха у нас была, веселая, с юмором жили.
Можно, конечно, подумать, что истории вроде гипноза номенклатурных советских психологов — чудеса чистой воды, но чудеса — неотъемлемая часть жизни Юрия Пудышева. Это становится ясным, когда видишь, как 60-летний ветеран проносится по бровке со скоростью экспресса, слишком долго стоявшего в депо, но не утратившего плавности хода. Чудесным выглядит ответ Пудышева "я только продышался" на предложение Ивана Савостикова, выступившего тренером минской "Дрим Тим", замениться в конце первого тайма. Боевой запал и жизненная энергия Пудышева восхищают абсолютно всех.
— Впечатления от матча великолепные, особенно радует именинник, юбиляр — в такой он великолепной форме! Дай бог ему такую форму и дальше держать. Это самое главное, — скажет после матча Сергей Горлукович.
— Белой завистью завидую Юрию Алексеевичу: 60 лет и столько энтузиазма, столько жизненной силы! Это дорогого стоит. Таких эмоций может не хватать даже нашим молодым футболистам, этой искренности... Пусть его энергия передастся ребятам в дубле БАТЭ, — пожелает Сергей Гуренко.
...А Пудышев продолжает...
— А что можете сказать о "Динамо" московском, в котором начинали карьеру? Лев Яшин — глыба?
— Лев Иванович — один из моих футбольных отцов. Мой папанька сбежал, когда я родился, напрасно он это сделал, конечно, но сбежал, гад. И вот у меня много футбольных отцов было, среди них и Л.И.Я. Тогда, когда он заканчивал, это был 74 год, "сборная мира" играла в Лужниках. Накануне Яшин мне говорит:
— Молодой, иди сюда.
Я говорю:
— Что, Л.И.?
— Побьешь мне сегодня по воротам, завтра мне со сборной мира играть.
Ну, я подошел, так, на почтительное расстояние (40 лет Яшину все-таки). А он:
— Слышь, молодой, ну-ка подойди ближе на 5 метров...
Ну я ему и начал молотить — все отбил. На следующий день смотрю — на "ноль" сыграл. Мюллер ему бил, другие били — выручает и выручает! Или едешь, например, в поездку: в Армению, Грузию... Опять:
— Слышь, молодой, иди сюда.
— Что такое, Л.И.?
— Вот два чемодана, давай, тащи.
А там фрукты, овощи как всегда, коньяк, шампанское... Воспитывал меня.
***
На этом наш разговор с Юрием Пудышевым закончился. Именинник уже спешил на встречу с руководством минского "Динамо" — нужно было успеть к стартовому свистку матча с "Неманом". Шутки Ивана Савостикова о том, что у Пудышева не останется сил "доковылять" до послематчевого банкета оказались преждевременными: так быстро динамовская легенда скрылась в техническом помещении. Зато другие участники исторического поединка охотно делились впечатлениями. Александр Ермакович, например, заявил, что по эмоциям матч с командой Пудышева не уступал противостоянию БАТЭ и "Минска", Алексей Бага признался, что, если бы забил четвертый мяч, нагоняя от юбиляра было бы не избежать, а Сергей Гуренко даже предложил создать команду ветеранов при БФФ . В одном сходились все: эта большая игра для "Легенды 60" точно не была последней.