Беларусь требует от России отказа от пошлин на экспорт нефтепродуктов. У России в ответ есть несколько вариантов действий. Самый простой из них – пойти на уступку, потребовав компенсации в виде продажи белорусских НПЗ, считают российские аналитики.
Беларусь надеется, что интеграция с Россией в рамках ЕврАзЭС принесет ей большие бонусы в виде отмены всех ограничений в торговле.
Больше всего наша страна ждет отмены изъятий экспортных пошлин, которые Беларусь платит при продаже нефтепродуктов за пределы ТС.
Россия делать этого не торопится, однако последнее время белорусская сторона все настойчивее обращает внимание соседки на ее интеграционные обязательства.
Президент Беларуси еще в прошлом году говорил: «Путин обещал – с 1 января 2014 года устраняем все изъятия и ограничения в торговле… В противном случае мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта». По словам Александра Лукашенко, если бы Беларусь не перечисляла в бюджет РФ пошлины от экспорта нефтепродуктов, «мы бы уже Эмираты здесь могли бы построить».
О том, что намерена делать Москва, российские аналитики рассуждали на прошедшей 8 апреля в Минске конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов», организованной компанией Confidence Capital.
Потянет ли Россия свободный рынок?
Просто отказаться от выплаты Беларусью пошлин для России не выгодно. Казалось бы, сумма этих пошлин для России невелика – около 3 млрд долларов. Однако российский Минфин говорит, что при таком сценарии возможен реэкспорт белорусских нефтепродуктов, что приведет к потерям в 40 млрд. А это уже огромная сумма.
Чтобы избежать этих потерь, Россия может полностью отменить пошлины для всех игроков и начать работать на условиях свободного рынка. Мол, раз уж отменять для Беларуси ограничения, то и отменять привилегии. О такой возможности заявлял замминистра финансов РФ Сергей Шаталов: «Пока договоренности не достигнуты и рассматриваются разные сценарии. В зависимости от того, какие будут решения, мы можем либо постепенно продолжать модифицировать НДПИ и экспортную пошлину, либо идти на более резкие шаги». Сценарий «более резких шагов» российские эксперты уже прозвали «Большим налоговым маневром».
Правда, для России этот сценарий таит большую опасность. По словам специалистов после отмены пошлины НДПИ вырастет в трехкратном размере, что приведет к росту цен на внутреннем рынке до уровня мирового рынка. В этом случае можно снизить акцизы на продажу, но к существенному удешевлению для российских потребителей это не приведет.
Мало того, в этом случае нефтяным компаниям станет выгоднее экспортировать нефть не из России, а из Беларуси и Казахстана.
Третий путь - по цене белорусских НПЗ
Сергей Агибалов, специалист Института энергетики и финансов РФ, считает рискованным для России идти по вышеописанному сценарию. Он, как и многие эксперты, предлагает другой вариант. «Можно просто сказать, что у нас дружба и мы готовы и дальше поддерживать белорусскую экономику. В таком случае просто отказаться от возврата пошлины с белорусских нефтепродуктов. Три миллиарда - невелика потеря, зато не придется перепахивать весь огород».
Однако за подобную доброту России «уместно потребовать компенсацию иного рода». Речь идет о продаже белорусских НПЗ российским инвесторам.
По словам эксперта, такие разговоры с двух сторон ведутся давно, и Беларусь уже сделала встречное предложение, оценив Мозырский НПЗ в 4 млрд долларов с инвестиционной нагрузкой плюс 10 млн тонн мощностей.
Российским аналитикам эта цена кажется завышенной. В доказательство они кивают в сторону подобных сделок на мировом рынке. Например, «Роснефть» при покупке активов венесуэльской компании отдала за тонну переработки около 80 млн долларов. В этом году «Лукойл» купил остаток акций сицилиских НПЗ по цене около 160 млн за тонну переработки. Самую дорогу сделку провел «Сургутнефтегаз», который продал свои венгерские активы по цене порядка полмиллиарда долларов. «Но это были очень развитые НПЗ, работающие на перспективных рынках, с большим пакетом в ритейле (у них много собственных заправок), - подчеркнул Сергей Агибалов. - У Мозырского НПЗ такого приятного дополнения нет, поэтому ему логично выставить цену хотя бы в 150 млн долларов за тонну». В этом случае общая цена не должна превысить за 1,7 млрд долларов. Что явно далеко от запрашиваемых 4 млрд с инвестиционным обременением.
Информация по делу
Согласно межправительственному соглашению РБ и РФ, с 2011 года пошлины на поставки нефти в Беларусь отменяются. Зато Беларусь обязуется отдавать России пошлину в случае экспорта продуктов из российской нефти за пределы ТС.
По подсчетам экспертов, в 2013 году беспошлинный ввоз нефти и экспорт нефтепродуктов позволил белорусской экономике получить 8,3 млрд долларов дополнительной прибыли, из которых 3,3 млрд долларов пришлось перечислить в российский бюджет.