В последнее время президент все чаще публично говорит о грядущей смене премьер-министра Беларуси. Михаил Мясникович, как и положено, отмалчивается, чиновники рангом пониже возможные перестановки также не комментируют. Зато различные наблюдатели и журналисты пытаются понять две самые важные вещи: что «повесят» на уходящего премьера и кто станет новым главной правительства.
С начала года Александр Лукашенко уже несколько раз публично заявил о возможной в скором времени смене премьер-министра, а значит – и всего правительства. Или, как минимум, значительной его части. В частности, о том, что он может отправить правительство в отставку из-за печальной ситуации в экономике, президент заявил журналистам 23 марта, во время голосования на выборах депутатов Мингорсовета на участке №1.
Тогда же, во время общения с журналистами, Лукашенко благодушно предложил им самим поучаствовать в выборе нового премьер-министра. «Поэтому придите домой, вспомните, о ком вы писали из этой верхотуры, начиная от президента, что он может взять на себя полномочия и исполнять полномочия премьер-министра. Но скажу прямо: я этим не воспользуюсь, потому что мне это не надо, мне своих функциональных обязанностей достаточно. (…) И в стране немного, но есть люди, которые могут исполнять функции премьер-министра. Вот подвергните анализу, это где-то 35-40 человек. Из них выбирайте. Если напишете, предложите и охарактеризуете – буду вам благодарен», – сказал руководитель Беларуси, отвечая на вопрос, кто может стать новым премьер-министром.
Смотр кандидатов
В том же выступлении перед прессой Лукашенко примерно очертил круг лиц, среди которых следут искать персону нового премьер-министра: «11 высших должностных лиц, министры, губернаторы – ниже не опускайтесь, там премьер-министра искать очень-очень сложно, потому что это должен быть подготовленный человек и знающий прежде всего наверху, что происходит в стране, сверху видеть страну». Итак, посмотрим:
Андрей Кобяков, руководитель Администрации президента, 54 года. 10 лет работал вице-премьером, побывал и послом Беларуси в России, и главой Комитета госконтроля. За последнее полугодие успел получить от президента и строгий выговор с последним предупреждением, и орден Отечества III степени с формулировкой «за многолетнюю плодотворную работу, значительный личный вклад в государственное строительство и социально-экономическое развитие страны».
Владимир Андрейченко, с 2008 года – председатель Палаты представителей, 65 лет. До этого 14 лет руководил Витебской областью. Еще в советское время успел побыть партийным функционером, так что опыт управления в условиях экономики, по сути, советского образца имеет неплохой.
Владимир Макей, один из самых близких к президенту чиновников, 56 лет, полковник запаса. Долгое время был просто помощником президента. В 2008 году возглавил Администрацию президента, 20 августа 2012-го был назначен министром иностранных дел.
Сергей Румас, глава «Банка развития», 44 года. С декабря 2010 года по июль 2012 года был вице-премьером в правительстве. Собственно, и сегодня он входит в состав президиума правительства, а также является полномочным представителем от Беларуси в ряде интеграционных структур.
Семен Шапиро, председатель Минского областного исполнительного комитета, 53 года. Его карьера развивалась достаточно бурно, хотя и целиком в русле белорусских общественно-политических реалий. Работал генеральным директором крупного сельхозпредприятия «Агрокомбинат "Дзержинский"» (2004-2008 годы), министром сельского хозяйства и продовольствия (2008-2010), губернатором Гродненской области (2010-2013), и только в ноябре 2013-го неожиданно был перемещен и назначен курировать Минскую область. При этом Лукашенко пару-тройку раз в разном контексте публично упоминал еврейскую национальность Шапиро – правда, не совсем понятно, зачем.
Павел Латушко, посол Беларуси во Франции, 41 год. Долгое время работал в правительстве, будучи министром культуры и единственным белорусскоговорящим чиновником такого уровня. Когда его отправили во Францию послом, многие наблюдатели поспешили заявить, что Латушко просто отбыл на «скамейку запасных», и настоящий его карьерный взлет еще впереди.
Помимо перечисленных персон, в «президентскую обойму» входят: председатель Совета Республики Анатолий Рубинов, председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, председатель Верховного суда Валентин Сукало, госсекретарь Совета Безопасности Александр Межуев, председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон, генеральный прокурор Александр Конюк, председатель правления Национального банка Надежда Ермакова, управляющий делами президента Виктор Шейман. Также министры и приравненные к ним лица (общим числом 29 штук), сюда же отнесем губернатора Брестской области Константина Сумара, губернатора Витебской области Александра Косинца, губернатора Гомельской области Владимира Дворника, губернатора Гродненской области Владимира Кравцова, губернатора Могилевской области Петра Рудника, председателя Мингорисполкома Николая Ладутько.
Мнения экспертов
Андрей Дмитриев, заместитель председателя гражданской кампании «Говори правду»:
- Для принятия важных решений в экономике, нужны воля и понимание, что сегодня главное страна и ее будущее, а не личный рейтинг. Но перед президентскими выборами такое вряд ли возможно. Пока вырисовывается простой план: Мясниковича сделают виноватым в провалах, назначат более молодого премьера, немного поднимут зарплату и с большими обещаниями двинутся на выборы. Хотя 20 лет Лукашенко доказали, от перемены имен решения не меняются. За эти годы не принято решений, которые бы сделали нашу экономику сильнее и менее зависимой от России. Правительства просто занимались перераспределением ренты, полученной от российской нефти и газа. Новые угрозы в нашем регионе ставят задачу совершенно иначе – нужна команда, которая будет способна действовать самостоятельно, брать на себя ответственность и поставит своей главной задачей помощь в развитии национального бизнеса и реформы образования и промышленности. Нужно принимать сложные решения, чтобы обеспечить нашу экономическую безопасность.
Андрей Поротников, руководитель аналититеского проекта Belarus security blog:
- Пока, судя по всему, многократно обещанная президентом отставка Мясниковича скорее носит характер прощупывания почвы. В первую очередь на предмет реакции Москвы. Ведь интересно, что заявления о несостоятельности правительства активизировались на фоне крымского кризиса, когда Кремль откровенно занят более важными вещами, чем перестановки в белорусских верхах. Это косвенно подтверждает, что Михаил Мясникович – это не самый комфортный для Лукашенко премьер, навязанный Москвой по итогам президентской кампании 2010 года. С другой стороны, провалы в экономике и приближающие выборы также подталкивают главу государства к проведению в жизнь комбинации по формуле «это не я, это он». То есть Мясниковича «уйдут», повесив на него провалы в экономике.
Владимир Артюгин, экономист, главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД»:
- Я не уверен, что в ближайшее время смена премьер-министра действительно произойдет. Все-таки на премьера нужно что-то свалить. Просто кризис свалить – это смешно, кризис у нас уже давно, и сваливать его неинтересно. Значит – свалить девальвацию. Но проводить девальвацию перед чемпионатом мира по хоккею – это как-то «не очень». И поменять премьера – это значит взять на себя обязательства по отсутствию девальвации до выборов. Но для этого нужны деньги, а я пока не очень вижу источников появления такой суммы. Запланированная приватизация – это все-таки больше игра, чем реальность.
Поэтому я вообще не уверен, что смена премьера будет прямо сейчас. Может, в ней и есть какой-то смысл, понятный власти, но мне он не виден. Смену премьера лучше делать сразу после чемпионата. Чтобы, если все плохо, привязать ее к девальвации. А если дела будут идти получше, то и премьера поменять можно позже – принципиально это ни на что не влияет.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции