Лукашенко — раб Кремля, но в Беларуси он деспот, считает первый глава страны.
Главными делами своей жизни первый руководитель Беларуси, экс-глава Верховного совета Станислав Шушкевич считает подписание Беловежских соглашений и вывоз ядерного оружия с территории Беларуси. В ходе презентации своей книги в Вильнюсе он сказал, что в нынешней Беларуси происходит явное воскрешение порядка СССР, а президент Александр Лукашенко - раб Кремля.
9 апреля в Вильнюсе прошла презентация книги Станислава Шушкевича «Моя жизнь: крах и возрождение СССР». Над книгой Шушкевич работал в течение пяти месяцев. Автобиографическое произведение охватывает все периоды жизни белорусского государственного деятеля — от детства до современности. Книга уже издана на русском языке, в скором времени, как отметили в ходе презентации представители литовской стороны, она, возможно, появится и на литовском языке.
Презентация прошла в Европейском бюро Сейма Литвы. В ней приняли участие представители белорусской общины, неправительственных организаций, посольства Польши в Литве, Министерства иностранных дел Литвы, сообщает ru.Delfi.lt.
По словам экс-парламентария, консерватора и давнего друга Шушкевича Саулюса Печелюнаса, данная книга важна своей аутентичностью, поскольку автор принимал участие в принятии важных, в том числе и для Литвы, решений.
«Когда у нас есть возможность читать аутентичные тексты людей, кого можно спросить, если что-то не ясно, это очень важно. Я думаю, пройдет сколько-то времени и эта книга появится на литовском языке. Очень важно, чтобы наша молодежь тоже читала аутентичные тексты, а не опосредованные рассказы», - утверждал он, предваряя выступление Шушкевича.
Подписант Акта о восстановлении независимости Литвы Печелюнас, рассказал, что для Литвы означает фигура Станислава Шушкевича:
«Шушкевич подписал документ о развале СССР и это самое главное не только для Литвы, но и для всего мира. Второе, это то, о чем он сам говорил — вывоз ядерного оружия с территории Беларуси. И в третьих, он был демократическим председателем парламента Беларуси».
«Я подал материал так, как нам казалось лучше и не только со своей точки зрения, - говорил в свою очередь Шушкевич. - Автор всегда себя обеляет. Я очень старался этого не делать, но не думаю, что это получилось. Во всяком случае обвинений в мой адрес после выхода этой книги было очень много».
Две главных вещи
Книга представляет собой, по его словам, сборник эссе, которые «несут под собой несколько смысловых моментов», но есть в ней и главный политический аспект, чему посвящено две главы.
«Это Беловежские соглашения и последовавшее за ними событие, которое я считаю самым лучшим деянием своей жизни - вывод ядерного оружия с территории Беларуси. Я думаю, что это очень положительно отразилось и на Литве, и на Европе в целом», - признался автор.
Вывоз ядерного оружия из Беларуси, по мнению Шушкевича, очень важный момент, однако о нем мало кто говорит. «Беларусь фактически была заложницей России. На ее поверхности было столько ядерного оружия, что можно было уничтожить всю Европу. Я считал это очень опасным делом, и как только мы подписали Беловежские соглашения, я сказал так: мы выведем ядерное оружие без предварительных условий, компенсаций, и мы будем делать это немедленно, потому что это угрожает гибелью белорусской нации, Беларуси», - вспоминал Шушкевич.
В Беловежская пуща и Ельцин
«И, конечно, важным было произошедшее в Беловежской пуще. Где бы я не читал лекции, в разных странах мира всегда по поводу Беловежского соглашения первый вопрос звучал так: был ли пьян Борис Ельцин? В мире навязана точка зрения, что это было чуть ли не сборище пьяных людей, которые подписали соглашение. Я хочу ответить: Ельцин пьян не был, и вообще там не было ни одного пьяного. Кроме журналистов, там никто не напивался вдрызг», - рассказал белорусский политик.
По словам Шушкевича, он всегда хорошо относился к первому президент РФ Борису Ельцину.
«Я считаю, что это был единственный руководитель России, который придерживался истинно демократических убеждений. Его там съели, поскольку демократы не были едины в своем противостоянии коммунистам и их наследникам», - подчеркнул он.
Полностью советский человек
Шушкевич рассказал о некоторых деталях биографии, интересе к своим корням, а также признался, что в советское время был «полностью советским человеком», несмотря на то, что его отец был арестован, был «врагом народа». «Я испытал все сложности с этим связанные», - вспоминал он.
Однако, несмотря на это, по его признанию, он был «довольно преуспевающим человеком» и в советское время даже побывал за рубежом, что наложило на него свой отпечаток.
«Я был очень советским человеком, никогда не был диссидентом, открыто не протестовал против советской власти и меня послали сначала в Любляну, а потом я попал в Польшу, в Ягеллонский университет», - вспоминал политик.
Во время поездки в Польшу в 1974 году он стал свидетелем выступления Кароля Войтылы, известного позже под именем Иоанна Павла II, и тогда советизм Шушкевича дал трещину.
«Когда я слушал его проповеди, то думал, почему его не арестовывают, он же антисоветчик? Но, посмотрев вокруг, я понял, не дай Бог, хоть кто-то что-то в отношении него что-нибудь сделает. Люди вокруг были готовы его защитить», - рассказывал Шушкевич, вспоминая, как Войтыла критиковал систему.
«Обратно я вернулся если не открытым антисоветчиком, то мой советизм сильно подрубило», - признался он.
Карьера и Горбачев
Поднимаясь по карьерной лестницей, Шушкевич стал членом Коммунистической партии СССР, однако после того, как случилась Чернобыльская катастрофа, во многом его мысли и действия пошли вразрез с руководством, в том числе он разочаровался и в Михаиле Горбачеве.
«Я обожал Горбачева, но когда он выступил после Чернобыля, когда я увидел, что он врет, я порвал его портрет, который у меня висел. За многие вещи ему нужно при жизни поставить памятник, но по Чернобылю за ним большая вина», - вспоминал ветеран белорусской политики.
Возрождение СССР в Беларуси
На вопрос DELFI в чем он видит возрождение СССР, Шушкевич сказал, что в Беларуси — неокоммунизм, поскольку в советские времена «все решалось словом главного», так происходит и сейчас.
«У нас сейчас так же, как бы нелепо не поступал наш предводитель, нелегитимный президент Александр Лукашенко, он все делает так, как хочет. Более того, если в советское время делалось все, что диктовала Москва, теперь делается все, что диктует Владимир Путин. Лукашенко — раб Кремля, но в Беларуси — он деспот», - сказал Шушкевич и добавил, что «выборы — фарс», в стране сохранились колхозы, «продолжается нелепая дотация за коммунальные услуги» и т. д.
«Воскрешение СССР абсолютно явное», - констатировал он.
На вопрос, какой он видит сейчас Беларусь, Шушкевич ответил: «Единственное, что может привести Беларусь к демократичности, правовому государству и либерализации экономических отношений — это понимание населением, что это необходимо».