После резкой оценки президентом Лукашенко качества импортного пива, мнением о проблеме поделился председатель совета РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко.
Идеи руководителя высказаны в открытом обращении к главе государства. Этот документ пришел и в редакцию «Ежедневника». Приводим фрагменты этого письма.
Шумченко напоминает о запрете продавать пиво в мелкорозничной сети и о том, к чему это привело
В 2009 году в Беларуси, по данным руководителя, общая реализация пива на внутреннем рынке сократилась на 4,9%, реализация отечественного пива сократилась на 9%, импорт пива возрос на 10,1% по сравнению с 2008г. и составил 136193,2 тыс. литров на общую сумму 72,5 млн. долларов. Производство пива в республике сократилось на 5%.
Вытеснение предпринимателей (в основном ЧУПов) с рынка торговли пивом в угоду крупным магазинам привело к их банкротству. А ведь руководители предприятий пивоваренной отрасли, полагает Шумченко, уже тогда понимали, какой урон будет нанесен по объемам производства пива отечественного производства. Виновны в этом «чиновники правительства», которые «методично и целенаправленно разрушали структуру поставок и реализации белорусской пивной продукции предпринимателями мелкой розницы».
Правительство сделало ставку на крупные сети торговли, а проиграли, по мнению Шумченко, все: «нельзя было уничтожать хорошо отлаженный работающий механизм сети мелкорозничной торговли, который готов был реализовывать исключительно пиво белорусского производства».
Перечисляя негативные последствия «непродуманных действий правительства» в виде снижения налоговой базы, увеличении импорта пива и снижения производства отечественного пива, Шумченко предложил главе государства прибегнуть к некоторым мерам.
В частности, снять запрет, вернув торговлю пивом «в киоски по всей стране», восстановить мелкорозничную сеть торговли предпринимателей, с торговлей пива исключительно белорусского производства. Дальнейшие шаги по выходу из ситуации можно обсудить на экономическом форуме. Идеи по возрождению отрасли выскажут производителям пива, сотрудники Белгоспищепрома, чиновники и иные заинтересованные лица.