В случае успеха в Украине Кремль возьмется за Беларусь.
Наблюдая за событиями в соседнем государстве, Лукашенко вдруг осознал, что и в Беларуси Москва может приступить к подобной операции по «защите русскоговорящего населения», пишет газета Rzeczpospolita (перевод - charter97.org).
Эмоции Лукашенко
Своим эмоциям Лукашенко дал выход в интервью российскому каналу НТВ: «Представьте себе, как Россия будет защищать русскоговорящих в Беларуси, если у нас 99% говорят по-русски».
- Он очень эмоциональный, временами говорит то, что думает, - поясняет эксперт Центра восточных исследований (Ośrodek studiów wschodnich) Войцех Кононьчук. – Если говорить кратко, то видно, что он боится, скажем, за Бобруйск и Восточную Беларусь.
В связи с этим политики и эксперты отмечают, что «согласие с действиями России по отношению к Украине со стороны Лукашенко достаточно ограничено». Однако первоначально события на Майдане белорусский правитель воспринял так, как привык это делать: желая от соседей, чтобы они «навели порядок». Перелом наступил, когда бывший президент Виктор Янукович сбежал из страны, а российская армия оккупировала Крым.
«Крым сегодня - часть территории Российской Федерации. Можно признавать это или не признавать, но от этого ничего не изменится», - говорил Лукашенко еще в марте. В свою очередь, новые украинские власти отозвали своего посла из Минска «для консультаций». Однако вопреки ожиданиям, Лукашенко не обиделся на Киев и не начал, как обычно, публично оскорблять Киев.
Наверное, можно принять то, что внимание к теме Крыма было «эмоциональным» выбросом или, может, печальной констатацией того, что раз Россия что-то взяла, то уже не отдаст. В марте Лукашенко встретился с и.о. президента Украины Александром Турчиновым. В то же время новый украинский лидер не признается Москвой, а первая встреча российской стороны с ним произойдет только 17 апреля в Женеве. Сам Лукашенко сказал, что думает об отношении Кремля к новым властям в Киеве: «Я противник такого подхода: не признаем и все».
Неизвестно, сколько в этом политической выгоды (поиска возможной поддержки для своих усилий по уменьшению зависимости от Москвы), а сколько настоящей злости на экс-президента Украины Виктора Януковича. Кажется, что Лукашенко почувствовал себя лично оскорбленным трусостью бывшего украинского правителя. Своим побегом Янукович запятнал честь всей «корпорации правителей» на постсоветском пространстве.
Наверняка это и привело к тому, что белорусский правитель неоднократно подчеркивал, что в протестах на Майдане была виновата прежняя власть: ее коррумпированность и некомпетентность. Кстати говоря, украинские эксперты не сомневаются, что в подобной ситуации Лукашенко боролся бы до конца даже ценой утопления страны в крови.
Коридор для Киева
Однако сейчас на встрече с Турчиновым Лукашенко сказал, что с территории его страны не будет атаки на Киев. А оттуда Россия имеет самую короткую и простую дорогу к украинской столице.
- Сегодня территория Беларуси является плацдармом для российской армии. Если бы Путин дал приказ о создании коридора для прохода российских войск в Украину, такой коридор был бы сразу же создан, - говорит Наталья Радина, главный редактор белорусского оппозиционного сайта charter97.org.
Отдавая себе в этом отчет и не доверяя Лукашенко, украинцы усилили войска на север от Киева.
- Несмотря на то, что Лукашенко контролирует белорусские спецслужбы и МВД, он не может рассчитывать на лояльность армии в случае какого-либо конфликта с Россией. Белорусские и российские офицеры воспитаны на тех же принципах, обучаются в одних и тех же школах, и у них есть общие враги, - констатирует белорусский политолог Валерий Карбалевич.
От кого защищаться
Тем не менее, белорусский правитель отдает приказы и пытается подготовиться к обороне. От кого? «Только дурак не делает выводов из того, что происходит вокруг», - заявил он на заседании Совета безопасности. «Чтобы не повторился печальный опыт наших братьев украинцев», - добавил он в ходе встречи с руководителями оборонной промышленности. Последним он поставил задачу модернизировать армию, делая акцент на расширение противовоздушной обороны, создание специальных, штурмовых и десантных сил. Он также распорядился производить в Орше вертолеты и самолеты в сотрудничестве с украинской авиакомпанией Мотор Сич.
- Однако если брать во внимание не слова, а дейсвия, то видно, что Лукашенко решительно стоит на стороне России, - подчеркивает журналист, бывший политзаключенный Анджей Почобут. Например, 27 марта во время голосования в Генеральной Ассамблее ООН по осуждению российской агрессии и аннексии Крыма Минск принял сторону России.
Несмотря на это, Лукашенко мечется.
– Потому что он имеет огромные финансовые интересы с украинскими олигархами, и поддержка российского вторжения поставила бы крест на этих отношениях, - говорит Радина.
Это подтверждает и Карбалевич:
- Только в 2013 году товарооборот между Беларусью и Украиной составил более 2 миллиардов долларов. Таким образом, белорусский правитель отчаянно пытается маневрировать.
А страх перед «новой Россией» очень силен. Лукашенко боится, что украинский сценарий может повториться в Беларуси. Если здесь возникнет революционная ситуация, Россия незамедлительно его осуществит.
В то же время белорусский правитель резко критикует идеи России о федерализации Украины. «Нельзя в таком беспорядке проводить какие-то референдумы. Нельзя», - заявил он в интервью одному из украинских телеканалов. Однако сейчас российскому каналу он сказал: «Если России будет нужно, чтобы мы за нее поработали в Украине, мы будем это делать».
- Но Лукашенко может разве что притворяться самостоятельным правителем, - уверен первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич.