Главной условие «Уралкалия» - регистрация совместного трейдера в России.
Впервые с начала «калийного скандала» Лукашенко официально встретился с одним из новых акционеров российской компании Дмитрием Мазепиным. Стороны пришли к выводу, что разрыв общего трейдинга «Уралкалия» c «Беларуськалием» и падение цен на калий не пошли на пользу ни компаниям, резко снизившим прибыль в 2013 году, ни рынку. Но до обсуждения нового картеля дело так и не дошло, и источники уверены, что предметные переговоры двух компаний начнутся еще нескоро, пишет «Коммерсант».
Беларусь и «Уралкалий» сделали первый шаг к возможному примирению: в пятницу в Минске состоялась первая встреча Лукашенко с владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным, владеющим 20% акций «Уралкалия». Это первые официальные переговоры с властями Беларуси с момента смены акционеров «Уралкалия» в конце 2013 года. Кто был инициатором встречи, стороны не раскрывают. Лукашенко назвал встречу «в какой-то степени исторической после того, что происходило в отношениях с бывшим акционером». По решению предыдущего владельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова в июле 2013 года компания объявила о прекращении работы через совместного с «Беларуськалием» трейдера — Белорусскую калийную компанию (БКК). Это привело к конфликту между Москвой и Минском, обвалу котировок мировых производителей калия почти на $20 млрд и падению цен на сырье с $400 до $300 за тонну.
Акционер «Уралкалия» согласился, что «конфликт, который произошел с предыдущими акционерами, не пошел на пользу ни им, ни другим компаниям, ни всему калийному рынку». Разрыв отношений действительно ударил по обеим компаниям, хотя «Уралкалию» удалось поднять свою долю на мировом рынке с 17% до исторического уровня в 23%. Но средняя экспортная цена на калий на условиях FCA упала на 28%, до $268 за тонну, и чистая прибыль «Беларуськалия» в 2013 году упала в пять раз, «Уралкалия» — в 2,4 раза. При этом Минск арестовал в сентябре 2013 года гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера и попытался объявить в международный розыск Сулеймана Керимова. Сейчас дела против них Генпрокуратура Беларуси собирается передать российской стороне.
В «Уралхиме» и «Уралкалии» итоги встречи в Минске не комментируют. Но источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что никакого конкретного решения на ней принято не было и варианты дальнейшего сотрудничества не обсуждались. По их словам, это была «декларация о намерениях», которая должна была продемонстрировать потепление отношений после смены акционеров. Переговоры о возобновлении совместного трейдинга, если они будут, пройдут на рабочем уровне между «Уралкалием» и «Беларуськалием». Источник на рынке отметил, что основное требование российской компании к новому трейдеру — его регистрация в России и разделение долей в продажах паритетно производству (то есть около 65% на 35% в пользу «Уралкалия»). В 2013 году производство «Уралкалия» составило 10 млн тонн, «Беларуськалия» — около 6,5 млн тонн.
Стороны уже декларировали готовность обсудить возобновление совместных продаж. В марте гендиректор ОНЭКСИМа (владеет 27,1% «Уралкалия») заявлял, что это было бы выгодно обоим производителям, а гендиректор «Уралкалия» Дмитрий Осипов в начале апреля говорил, что компания «открыта для любых выгодных предложений». Лукашенко также заявил, что Минск готов на восстановление сотрудничества, но совместный трейдер, по его мнению, если и будет создан, «то только в Минске». Но Андрей Шенк из УК «Альфа-капитал» полагает, что «Уралкалий» не согласится на регистрацию трейдера где-либо, кроме России, в свете возможных санкций США и ЕС из-за ситуации с Украиной. Источники на рынке сомневаются, что в ближайшее время начнутся активные переговоры по созданию трейдера, «пока высокий сезон продаж и на рынке есть спрос, компании могут работать и раздельно». Один из собеседников отмечает, что вопрос может активизироваться ко второму полугодию 2014 года, если будет понятно, что Беларусь не может продать свои объемы.