Беларусь вскоре окажется в небольшой компании стран, переживших три деноминации.
Новые белорусские деньги уже напечатаны. Лукашенко сообщил, что они будут красивее евро. Красота - красотой, но почему понадобились новые деньги? В этом пытаются разобраться ведущий программы телеканала «Белсат» «Разговор Калинкиной» и гость в студии - финансовый аналитик Alpari Вадим Иосуб.
По словам руководителя страны, рядовые белорусы просят провести деноминацию. Национальный банк также этого не отрицает. Кому нужна деноминация - людям или власти? «Сильно этого не нужно ни тем, ни другим. Деноминация - это абсолютно техническое мероприятие, которое в жизни людей в экономическом плане абсолютно ничего не изменит. Изменятся ценники и купюры. Ни хуже, ни лучше от этого не станет», - говорит аналитик.
В Национальном банке неоднократно заявляли, что деноминацию проведут только после того, как снизится уровень инфляции до не менее 10%. Теперь же только за первый квартал этот показатель составил 5%. «Мы уже пережили две деноминации. Сейчас идут разговоры о третьей. Это достаточно дорогая процедура, и она в некотором смысле подрывает доверие к экономике и валюты, демонстрируя всем, что были периоды гиперинфляции. Регулярные деноминации не идут на благо страны, - отмечает Вадим Иосуб. - Мы уже «отбросили» четыре нуля. Поэтому если сейчас доллар стоит Br 10 тыс, то без деноминации он стоил бы Br 100 млн. Правда, мы далеки от мировых рекордов. В 1923 году в Германии «отрезали» 12 нулей. В Венгрии в 1946 «отрезали» 29 нулей».
По мнению эксперта, деноминация неизбежна.
«И тогда мы окажемся в очень небольшом кругу стран, переживших три деноминации: Зимбабве, Бразилия и Болгария. Это свидетельствует о том , что страна переживала гиперинфляцию, а это в свою очередь означает, что экономика работает неимоверно неэффективно», - подчеркнул гость программы.