Белорусские автодилеры хотят увеличить низкие продажи в шоу-румах с помощью правительства.
Интервью коммерческого директора компании, готовой привезти новый автомобиль из России по цене ниже, чем в Беларуси, вызвало оживление среди соотечественников. Одни начали прицениваться к машине из российского шоу-рума, другие заявили, что «серые дилеры» обходят налоговое законодательство и будет справедливо, если их бремя выплат в бюджет увеличится.
Позицией белорусских дилеров с «Ежедневником» поделился юрист Александр Бондарь (на фото), партнер юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий», правового партнера автомобильной ассоциации БАА.
Разговор начали с вопроса, озвученного «Ежедневнику» «серым дилером»: граждане стран Таможенного союза (ТС) имеют право выбирать, в шоу-руме какой страны приобретать новый автомобиль. И если в российском автосалоне он дешевле, логично, что покупатель поедет именно туда. Выходит, все, что остается белорусским дилерам – это снижать цены до российских?
- Весомым аргументом в пользу покупки машины в Беларуси, - начал ответ специалист, - становится гарантия на купленный автомобиль. При приобретении машины в российском автосалоне у покупателя-белоруса могут возникнуть сложности с ее гарантийным обслуживанием в Беларуси - некоторые дилеры отказываются исполнять гарантийные обязательства в отношении таких автомобилей. Второе – качество сборки: некоторые модели импортируют из-за рубежа, к примеру, Германии, в то время как в России этот бренд может быть местной сборки. Еще одно средство привлечения клиентов – всевозможные кредитные услуги и отсрочки платежа, которые наши граждане не смогут получить в России.
- Имеется ли у дилерских центров нашей страны возможность убедить завод повлиять на дилеров из других стран ТС, заставив не вступать с ними в конкурентную борьбу, перетягивая часть покупателей из Беларуси?
– Напрямую дилеры не имеют права перетягивать клиентов из другой страны, но с «сарафанным радио» ничего не сделаешь. Некоторые из импортеров пытаются апеллировать к заводам-производителям с просьбой о необходимости пересмотра цен в стране-соседке. Ведь, безусловно, завод не может запретить российским дилерам продавать физлицам других стран свои автомобили.
- С какой просьбой автомобильная ассоциация БАА намерена обратиться в госструктуры Беларуси, надеясь прекратить отток потенциальных клиентов в шоу-румы России?
- В настоящее время мы, как правовой партнер БАА, совместно с ассоциацией прорабатываем данный вопрос. Речь не идет об установлении каких-либо запретов, в большей степени интересует законность деятельности серых дилеров. БАА считает, что отток наших покупателей в российские салоны можно остановить, договорившись на правительственном уровне о том, чтобы утилизационный сбор уплачивался единожды в одной из стран ТС. В этом случае, коль по всем автомобилям, произведенным в России, утилизационный сбор уплачивается в бюджет этой страны, то в Беларуси указанные машины от подобных платежей должны быть освобождены. В равной степени и автомобили, произведенные в Беларуси, тоже должны освобождаться от уплаты утилизационного сбора в России. Данный принцип взаимности сегодня рассматривается правительством России и Беларуси как вариант решения проблемы.
- Критически оценивая работу компаний по продаже новых машин, топ-менеджеры дилерских центров заявляют о нарушении ими белорусского законодательства. Что именно нарушают серые дилеры?
- По нашему мнению, речь может идти, прежде всего, о неуплате ряда налоговых платежей, которые, исходя из содержания фактически осуществляемой деятельности, должны уплачиваться либо могли бы уплачиваться, если бы данные компании осуществляли поставки автомобилей в Беларусь как официальные дилеры. По мнению официальных дилеров, схема поиска автомобиля за 100 долларов – это схема ухода от налогов. Даже если она на данном этапе не нарушает закон, законодатель должен принять такие изменения в законодательстве, которые защитили бы интересы страны и национального бизнеса. В общих интересах сегодня сократить вывоз валюты из страны и уплату налогов в бюджет соседних стран нашими гражданами.
- Даже если нарушение закона и происходит, реально ли собрать доказательства этому?
- Вопрос сбора доказательств, пожалуй, не является основным. Схема работы подобного рода организаций известна и прямо описана на сайтах этих компаний. Главный вопрос – оценка правомерности деятельности со стороны соответствующих государственных органов. Задача ассоциации – обратить внимание государства на определенные аспекты деятельности серых дилеров, дать свою экспертную оценку и дождаться формирования официальной позиции государственных органов.
- В разговоре с «Ежедневником» руководитель одной из таких компаний пояснил, что белорусские дилеры в 2010-11 годах и сами активно продавали машины покупателям из России, когда те обращались в автосалон для покупки более дешевой, чем в их стране, машины. Выходит, что когда это было выгодно, наши дилеры зарабатывали на разнице в ценах. Согласны ли вы с позицией серого дилера, что речь идет о политике двойных стандартов?
– Дилеры не выступают против самостоятельной поездки граждан Беларуси в Россию, поскольку это бессмысленно и глупо, они недовольны деятельностью предприятий, которые ввозят автомобили, используя серые схемы, не являясь при этом официальным дилером марки. Вред для бюджета страны очевиден: вывозится валюта в размере 100% от стоимости автомобиля, а налоги в бюджет страны платятся только от суммы в 100 долларов и составят в лучшем случае 16 долларов в виде НДС с одного автомобиля. Официальные же дилеры по продаваемым автомобилям, произведенным вне Беларуси, затрачивают валюты в среднем не более 60% от стоимости реализации автомобиля конечному покупателю, и платят при этом в бюджет страны не менее 30% от той же стоимости в виде таможенных пошлин, НДС, утилизационного сбора, налога на прибыль и прочих налогов.
- Какие сборы или налоги, с точки зрения официальных дилеров Беларуси, должны уплачивать такие серые дилеры и возможно ли обязать их к этому?
- С точки зрения содержания действий серых дилеров встает вопрос о возможной квалификации их деятельности как деятельности через постоянное представительство иностранной организации для целей налогообложения и уплате соответственно налога на прибыль либо рассмотрения вопроса о взимании налога на доходы от источников в Беларуси. Возникает также вопрос о субъекте, который должен уплачивать утилизационный сбор, поскольку разница между ставками для юридического и физического лица значительна. В последнем случае бюджет может недополучать значительные суммы сбора.