На фоне заявлений США о возможности введения новых санкций против России в ЕС активизировалось пророссийское лобби.
Главы европейских банков и компаний (особенно энергетических) не хотят быть заложниками временных "политических трудностей", пишет Инопресса со ссылкой на европейские и американские СМИ.
Пока Барак Обама предупреждает Москву о новом раунде санкций, Россия и ее союзники в европейском частном секторе проводят собственную кампанию, цель которой - гарантировать сохранение глубоких и давних экономических связей даже в том случае, если Кремль отдаст приказ о новых боевых действиях, сообщает The New York Times.
Присутствие европейских банков и предприятий в российской экономике гораздо больше, чем у их американских коллег. В 2012 году товарооборот между Евросоюзом и Россией составил почти 370 млрд долларов, а между США и Россией - около 26 млрд долларов. В результате они активно пытаются предотвратить или хотя бы ослабить любые санкции против Москвы, затрудняя для Вашингтона и Брюсселя выработку единого пакета мер.
Начиная с аннексии Крыма Россией энергетические компании, экспортеры, крупные потребители российского газа и инвесторы, вложившиеся в российскую экономику, призывают к осторожности. "Мы не должны отворачиваться от России ни в энергетическом, ни в политическом плане", - заявил Райнер Зеле, председатель правления Wintershall - дочернего предприятия немецкого концерна BASF.
Как пишет издание, на прошлой неделе руководители "Газпрома" объездили европейские столицы, добиваясь поддержки клиентов и поставщиков в борьбе с новыми санкциями.
"Санкции не помогут никому, они причинят боль не только России, но и Германии и всей Европе", - уверен Зеле.
Издание напоминает, что примерно четверть потребностей Евросоюза в газе удовлетворяется за счет России. Больше половины экспорта России идет в ЕС, в то время как 45% российского импорта поступает из Евросоюза.
Наиболее открыто свою поддержку России демонстрирует европейская энергетическая отрасль. Руководители компаний публично высказывали свой скептицизм относительно эффективности санкций, лоббировали за кулисами с целью предотвратить их введение и, по крайней мере, однажды посетили Россию, чтобы попозировать для фотографий с Владимиром Путиным. Российские должностные лица, в свою очередь, в официальных заявлениях занижают действенность санкций, но пытаются оказывать давление на Брюссель.
"Мы несколько раз сталкивались с кризисными ситуациями, но, если взглянуть на историю последних 50 лет, природный газ не использовался как оружие, и мы не должны использовать его таким образом", - отметил Герхард Ройс, гендиректор австрийской нефтегазовой компании OMV.
Александр Медведев, второй человек в "Газпроме", в свою очередь, заверил европейцев, что у его компании "не было, нет и не будет" планов прекращать поставки. В то же время он добавил, что "Газпром" "слишком сильно зависит от притока средств из Европы".
После того как члены G7 обязались ввести новые санкции против России, во Франции активизировалось пророссийское лобби. В Национальной ассамблее 24 апреля прошла вторая ежегодная конференция по французско-российским отношениям, на которой главы предприятий и депутаты выступили в поддержку Москвы, передает La Croix.
"В России присутствуют 1200 французских предприятий, это сотни тысяч рабочих мест, - подчеркнул Эмманюэль Киде, председатель Франко-российской торгово-промышленной палаты. - Санкции будут иметь катастрофические последствия для автомобильной, банковской, фармацевтической индустрии, строительного комплекса и крупных дистрибьютеров".
Предприятия не хотят оказаться заложниками временных "политических трудностей" - примерно так, по мнению издания, можно резюмировать настроения участников конференции.
Жан-Пьер Шевенман, спецпредставитель МИД Франции по связям с Россией, заявил, что для Украины необходимо найти решение, основанное на "международно-организованной нейтральности". Он также посетовал на "русофобию" французских СМИ.
"Франция должна напомнить себе, что она заинтересована в экономическом партнерстве с Россией", - заявил депутат Тьерри Мариани, сопредседатель ассоциации "Франко-российский диалог", назвав "реваншистскими" настроения некоторых новых членов ЕС.
Официальную точку зрения французского правительства на мероприятии представил Жан-Морис Рипер, посол Франции в России. "С незаконной аннексией Крыма мы оказались в другом мире, - сухо заметил посол. - Новая российская внешняя политика мечтает о воссоздании сферы влияния с правом оказывать воздействие на статус своих соседей и даже определять его. О продолжении business as usual ("обычного бизнеса") речи быть не может".
Как известно, руководители европейских компаний, особенно в энергетической сфере, настороженно относятся к идее усилить экономические санкции против России из страха, что это может навредить их бизнес-интересам. Однако Паоло Скарони, гендиректор итальянского энергетического концерна ENI, готов рискнуть и навлечь на себя гнев Москвы, пытаясь помочь Украине, пишет The New York Times.
Недавно Скарони встретился в Киеве с украинским министром энергетики Юрием Проданом, чтобы обсудить увеличение поставок газа из альтернативных источников с целью ослабить монополию России. В краткосрочной перспективе ENI могла бы поставлять на Украину излишки газа путем реверсивного транзита через соседние страны, в частности, через Словакию.
"Объемы не будут большими, но каждый кубический метр будет полезен", - заявил по телефону Скарони.
Издание отмечает, что ENI, четвертая по величине энергетическая компания Европы, в первую очередь занимается разработкой месторождений в Северной и Восточной Африке и является всего лишь посредником "Газпрома" на европейском рынке. Однако в последнее время этот бизнес стал менее прибыльным, поскольку различные рыночные факторы привели к снижению цен на газ. "Это может быть одной из причин, по которым в ENI готовы потенциально навлечь на себя гнев "Газпрома", заключая закулисные соглашения с Украиной", - говорится в статье.
"Это самое тяжелое время для энергетической безопасности Европы из всех, что я видел, - утверждает гендиректор ENI, чьи полномочия истекают в мае этого года. - Эта ситуация может положить конец поставкам российского газа".
По мнению Скарони, украинский кризис - это проверка способности ЕС разработать связную энергетическую политику. "ЕС не может одновременно съесть пирог и оставить его нетронутым, - подчеркивает он. - Я лишь говорю им: вы не можете продолжать вопить, а ваши слова не могут и впредь расходиться с делом".