Стремление избежать жертв среди мирного населения не позволяет довести антитеррористическую операцию до логического конца.
Почему власти Украины демонстрируют мягкотелость по отношению к террористам? Имеет ли антитеррористическая операция шансы на успех? Своей точкой зрения с сайтом eurobelarus.info поделился председатель Верховного Совета 12 созыва, генерал-лейтенант милиции в отставке Мечислав Гриб.
- В результате антитеррористической операции спецслужбы Украины заняли половину Славянска, захваченного сепаратистами. Украинские войска потеряли при этом два вертолета и двух военных. Однако сказав «а», говорить «б» украинские спецслужбы не стали. Почему?
- Не могу сказать, потому что я не там. Могу лишь высказывать свое частное мнение.
Проводить спецоперацию внутри города, когда боевики прячутся за мирных граждан, защищаются ими, очень сложно. Власть будет делать все возможное, чтобы свести к минимуму жертвы среди мирного населения. Именно это обстоятельство и осложняет проведение антитеррористической операции и не позволяет довести ее до логического конца.
Сепаратисты заинтересованы в противоположном - чтобы среди мирного населения было как можно больше жертв, это дает больше поводов критиковать и без того слабую власть.
- Может, власти с самого начала не с той стороны подошли к борьбе с сепаратизмом?
- Украинские власти с самого начала наделали много ошибок. Ростки сепаратизма нужно было пресекать на корню, в зародыше, а не допускать ее распространения по территории юго-восточной Украины. Правоохранительные органы в крупных городах фактически не оказывали никакого сопротивления боевикам: им приказывали покидать здания – они покидали. Делали это сознательно или по приказу сверху, чтобы не допустить кровопролития – это уже другая история.
Сейчас задача значительно усложнилась. Боевики вооружились, имеют в своем распоряжении не только автоматическое оружие, но и тяжелое вооружение. Теперь захватить блок-посты вокруг Славянска гораздо легче, чем выкурить боевиков из самого города. Но боевиков нужно вытеснять из города, и опираться при этом на людей – я уверен, далеко не все горожане находятся на стороне сепаратистов.
- Мечислав Иванович, после сдачи Крыма украинскую власть все время критикуют за нерешительность, однако критика смелости ей не прибавляет. Откуда ноги растут у нерешительности украинской власти?
- С одной стороны, Россия требует не применять вооруженные силы в населенных пунктах. С другой стороны, международная общественность также против применения военной силы в городах. Экономически власть очень слаба, она находится под перекрестным огнем со всех сторон, ее легитимность вызывает определенные сомнения – все эти слагаемые в совокупности и являются путами для действий украинского рукоовдства. Власти не могут действовать самостоятельно – они вынуждены постоянно оглядываться: а как ее действия воспримет тот или иной мировой игрок?
- Россия очень нервно реагирует на события в Украине: российские войска начали учения на юго-восточных границах Украины, а Кремль срочно созывает Совет безопасности ООН. Чего добивается Россия?
-Трудно понять, чего добивается Россия. Кремль заявляет, что не претендует на юго-восточные области Украины. Но уже несколько месяцев российские войска стоят на украинской границе – «проводят учения». Даже последнему дилетанту очевидно, что эта отговорка несостоятельна – ни одни учения в мире не длятся столько времени.
Более того, СМИ утверждают, что сепаратистское движение организуют и возглавляют сотрудники российских спецслужб.
Чего хочет Россия? Дестабилизировать ситуацию в Украине? Украина уже дестабилизирована. Сорвать президентские выборы в Украине, запланированные на 25 мая? Это одна из задач: Россия заинтересована отодвинуть президентские выборы на более отдаленную перспективу.
- Готовы ли российские войска к открытой военной агрессии?
- Войска сильные, мощные – им дадут команду, они вторгнутся на территорию Украины.
Но мне кажется, Путину это невыгодно – завоевать 5-6 или все 8 юго-восточных областей, взяв на иждивение 10-15 миллионов человек. Для нынешней России это очень накладно.