Шведский правозащитник уже почти сутки находится в аэропорту Минска.
Мартин Угла занимается правозащитной деятельностью более 15 лет. Проблема нарушений прав человека в Беларуси является одним из аспектов деятельности возглавляемой им организации Östgruppen. Одна из последних ее акций - международная кампания "Don't Play with the Dictator" ("Не играйте с диктатором"), цель которой - добиться переноса ЧМ по хоккею из Беларуси в другую страну.
Когда стало ясно, что спортивные соревнования все же пройдут в Минске, Östgruppen продолжила освещать проблемы с правами человека в Беларуси. Мартин Угла решил приехать на ЧМ, воспользовавшись предоставленным белорусскими властями правом въезда для всех - как было объявлено, - кто имеет билет на матчи ЧМ. Однако правозащитника задержали в минском аэропорту. Deutsche Welle удалось связаться с ним по телефону
- При каких обстоятельствах выяснилось, что вы не можете въехать в страну?
- Я прилетел рейсом "Белавиа" в 12.40. На паспортном контроле сразу несколько человек долго сверяли информацию в компьютере, долго консультировались - видимо с более высоким начальством, в конце концов, меня попросили пройти в специальную комнату в транзитной зоне - именно для тех, кого не пускают в Беларусь. Я жду уже здесь несколько часов. Последним, что мне сказали, было требование купить обратный билет либо в Стокгольм, либо куда угодно, чтобы покинуть Беларусь. Как вариант - ждать воскресенья, так как на эту дату у меня обратный билет есть.
Я пока не согласился, так как считаю, что не нарушил никаких правил, и я не должен отвечать за эту ситуацию. Я приехал сюда именно потому, что был объявлен безвизовый въезд для обладателей билета на матчи ЧМ по хоккею. Билет у меня есть.
- Что вы планируете делать?
- Я поставил в известность о сложившейся ситуации МИД Швеции в Стокгольме и сотрудников шведского посольства в Минске. Я сомневаюсь, что белорусские власти действительно хотят, чтобы я оставался здесь до воскресенья. У меня впечатление, что тут продолжаются консультации, каким образом меня отправить отсюда. Когда я заявил свой протест на предложение купить обратный билет прямо сейчас, мне сказали ждать. Видимо, сотрудники аэропорта сами ищут какие-то варианты, каким образом меня выслать из Беларуси.
Я прилетел прямым рейсом "Белавиа" Стокгольм - Минск, но в следующий раз прямой рейс белорусской авиакомпании есть только в воскресенье.
- Вы любите хоккей или главная цель поездки была все же иная?
- Я больше люблю футбол, но собирался поболеть за сборную Швеции по хоккею 10 мая на нынешнем ЧМ. Конечно, хотелось просто посмотреть на город, понять ситуацию в стране, потому что именно сейчас здесь происходят интересные события. Тем более что мне несколько лет отказывали в визе, а сейчас всем обладателям билетов на матчи ЧМ был обещан безвизовый въезд в страну. Но оказалось, что это обещание ничего не стоило.
- Сколько лет вы безрезультатно пытались приехать в Беларусь?
- Последний раз я был здесь в 2006 году. С тех пор я пять или шесть раз подавал документы на визу, но неизменно получал отказ без каких-либо объяснений. Сегодня мне сказали, что я нахожусь "в списке нежелательных персон", и поэтому для меня въезд в Беларусь запрещен. Никакого объяснения мне не представили и сейчас.
- В каких условиях вы сейчас находитесь?
- Это, конечно, не Окрестино (СИЗО на ул. Окрестино в Минске). Около 17 часов мне принесли бутерброды, воду и сок - значит, голодовки не будет. В комнате есть диван, рядом в коридоре есть туалет. Но, ни выйти отсюда, ни пользоваться интернетом я не могу.
- Стала ли для вас неожиданностью нынешняя ситуация?
- Шансы попасть в Беларусь я оценивал 50 на 50. Я выступал за перенос ЧМ в другую страну, наша организация протестовала против нарушения прав человека. Ранее мы организовывали акции в поддержку белорусских политзаключенных. Я рассказывал об условиях для журналистов и ограничениях во время их работы на ЧМ мира. То есть для освещения других тем нужна специальная аккредитация МИДа и не только Федерации хоккея.
Я, конечно, собирался встречаться со своими друзьями в Минске, среди которых большинство являются правозащитниками. Но я не вижу в этом ничего экстраординарного. Я свободный человек и имею право высказывать свободно свое мнение и встречаться с теми, с кем считаю нужным. Кроме того, я приехал в Беларусь как частное лицо и по правилам, которые установили сами белорусские власти.
Интерес к Беларуси сейчас возрос и во всем мире, и в Швеции именно в связи с проведением ЧМ по хоккею. И, конечно, меня возмущает эскалация репрессий перед ЧМ. Я имею в виду превентивные задержания, изоляция общественных активистов-членов молодежных оппозиционных организаций. Конечно, мне было важно посмотреть на ситуацию лично и рассказать об этом в Швеции, чтобы люди знали, что происходит в Беларуси.
Конечно, я не исключал вероятности, что меня не пустят. Но надеялся все же, что временно, хотя бы для того, чтобы показать страну в лучшем свете, запреты на въезд в Беларусь будут сняты… но мы видим, что Беларусь показала себя с худшей стороны.