Александр Лукашенко анонсировал новые геополитические интересы страны, заявив, что разработана целая программа посещения Судан и Камбоджи и встреч с руководством этих стран. В Австралии мы пока в стадии открытия диппредставительства.
Не имея выхода к мировому океану и полноценного морского флота, Беларусь тем не менее все более и более расширяет свои геополитические интересы, намереваясь за счет их расширить экспортную географию и компенсировать свои потери на традиционных рынках. При этом новые проекты становятся не только все более дальними, но и значительно более рисковыми.
Во вторник президент Беларуси Александр Лукашенко принял верительные грамоты у послов восьми государств. Помимо теплых слов в адрес Китая, президент нашел что сказать и послам Греции, Италии, Сербии, Чехии. А.Лукашенко отметил, что с каждой из этих стран у Беларуси деловые взаимоотношения, которые дальше будут лишь развиваться. Впрочем, не так интенсивно, как этого хотелось бы. Наверное именно поэтому самыми интересными персонами дня стали послы трех государств, где пока интересы Беларуси минимальны. Речь идет о Судане, Камбоджи и Австралии.
Судан в осаде
Освоить Судан Беларусь хотела давно. Еще в 2004 году, запустив проект по сборочному производству тракторов в Иране, белорусские власти начали посматривать в сторону Судана. Однако этот рынок был уже занят, поэтому пробиться туда оказалось не так уж просто. Даже запуская проект в Иране, Беларусь столкнулась с сильным противостоянием со стороны Тебризского тракторного завода (Восточный Азербайджан), который уже имел сборочное производство и в Судане, и в Ливии.
Мощность двух производств составила 15 тысяч тракторов в год. К этому нужно добавить еще 14 тысяч единиц, выпускаемых непосредственно в Тебризе. Путем больших усилий Беларусь пустили на рынок Ирана и даже позволили открыть собственное сборочное производство тракторов. Однако объем подписанного контракта составил всего 2,5 тысячи единиц техники, то есть в 12 раз меньше, чем у тебризского завода. Конечно, объективно белорусские трактора лучше, и в честной конкурентной борьбе, наверное бы выиграли. Но какой резон Ирану отдавать свой рынок да еще пускать конкурента в Судан, где было запущено собственное производство? Именно поэтому руководство Тебризского тракторного завода, которое имело сильное лобби не только в руководстве Ирана, но и на африканском континенте, активно противилось белорусской тракторной экспансии все последние 10 лет. И вот, кажется, мы пробились.
Еще в минувшем году Беларуси удалось повторно закинуть руководству Судана идею создания в стране сборочного производства белорусских тракторов. На этот раз от нас не отмахнулись, поэтому белорусские промышленники начали ковать железо пока горячо. Сегодня уже рассматривается и возможность организации в Судане сборочного производства МАЗа, который в последнее время сильно упал в продажах из-за потерь на российском рынке.
Успех внешнеполитического ведомства в Судане постарался закрепить и глава государства. Как отметил Александр Лукашенко, Африка сегодня является для Беларуси одним из приоритетных направлений внешней политики. И здесь Беларусь рассчитывает на активизацию торгово-экономических отношений в первую очередь с Суданом. По словам Александра Лукашенко, белорусской стороной планируется посещение стран африканского континента, в том числе Судана, и в этом плане готовится соответствующая программа для визитов.
Камбоджа – окно в сельскохозяйственные прерии
Камбоджу Беларусь начала открывать для себя совсем недавно, впрочем, как и Африку.
По итогам 2013 года товарооборот с этой страной ставил всего чуть более 6 миллионов долларов, но даже эта более чем скромная цифра дала нашим чиновникам право заявить о настоящем прорыве в этом направлении. Мол, за пять лет рост товарооборота с Камбоджа вырос в 20 раз! Конечно, расти с нуля очень приятно, но 6 миллионов долларов – это совершенно не стратегическая цифра.
Правда, в марте 2014 года Беларусь открыла в Камбодже собственное производство тракторов, что позволит увеличить товарооборот еще в несколько раз, но для Беларуси этого погоды все равно не сделает.
В этом году наша страна вообще очень активно начала осваивать камбоджийское направление. С этой целью в апреле 2014 года в Минске был организован целый деловой форум между бизнесменами Камбоджи и Белорусской торгово-промышленной палатой. На форуме наши новые друзья высказали заинтересованность в развитии взаимовыгодного сотрудничества в сфере производства и последующей переработки сельскохозяйственной продукции, а также производства шин для автомобильного транспорта.
Тема продовольствия – больная для Камбоджа. Еще совсем недавно там люди умирали от голода, поэтому экспорт любого продовольствия пойдет на ура. Для белорусских аграриев рынок Камбоджи действительно может выглядеть перспективным, как и для МТЗ и Белшины. Другой вопрос, сможем ли мы получить те объемы экспорта, которые хотя бы в сотой части компенсируют потери в российском направлении? Ведь Камбоджи очень бедная страна. Конечно, можно затеять программу типа «Нефть и газ в обмен на продовольствие и шины», но опять же возникает вопрос: Зачем? Россия слезно пообещала необходимые объемы нефти для белорусских НПЗ, и даже дала гарантии отмены нефтяных пошлин к 2016 году.
Конечно, диверсификация поставок нефти и газа в страну и снижение энергетической зависимости от России – это хорошо. Но тут скептикам бы вспомнить, что все последние подобные проекты по поставкам нефти из дальних стран потерпели полное фиаско, хотя в свое время и преподносились как панацея российской энергозависимости. И к тому же не стоит забывать, что нефти и газа в Камбодже не так уж много. Если точнее, запасы нефти и газа есть, но никто не знает, сколько их. Они вообще не исследованы. Да, у Беларуси есть собственный опыт геологоразведки и разработки нефтяных месторождений, но в случае с Камбоджей мы сильно рискуем, так как по сути покупаем кота в мешке, которого потом еще нужно будет транспортировать за 8 тысяч километров.
Не стоит забывать и о том, что Камбоджа входит в традиционную сферу интересов Китая, до которого рукой подать. А с этим геополитическим и экономическим монстром не нам тягаться.
Между тем, А.Лукашенко отметил, что видит хорошие перспективы делового сотрудничества с Камбоджей. Более того, чтобы закрепить эти перспективы, президент Беларуси намерен встретиться с руководством этой страны.
«Думаю, что в ближайшее время мы уже на вашей земле встретимся и с вашим руководством», - сказал президент, обращаясь к послу Камбоджи.
Австралийские предпосылки
Австралия пока остается для Беларуси экзотикой. Даже больше чем Камбоджи и Судан. Но президент Беларуси вполне серьезно намерен освоить и это направление, так как увидел тут наличие всех предпосылок для плодотворного развития сотрудничества. В чем оно конкретно может выражаться, пока сложно сказать.
Тем не менее, уже в 2014 году мы планируем открыть в этой стране дипломатическое представительство. Как заявил А.Лукашенко, он рассчитывает, что этот шаг позволит в полной мере задействовать потенциал экономического, научного, образовательного и культурного взаимодействия. Надо полагать, что именно на плечи МИД и ляжет обязанность решить задачу с этими четырьмя неизвестными.