Предоставление Россией кредита Беларуси в 2 млрд долларов, а также планируемый выигрыш 3,5 млрд долларов от нефтяных пошлин - очень существенная поддержка для экономики нашей страны. Но чем Беларусь будет расплачиваться?
Об этом шла речь на брифинге, организованном Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) по случаю презентации первого выпуска нового аналитического продукта "Евразийское обозрение".
На взгляд аналитика BISS Андрея Елисеева, 2 млрд долларов кредитных средств, которые Беларусь должна получить от России - это хорошая подушка безопасности для экономики страны. Она может позволить обеспечить экономическую стабильность в период после чемпионата мира по хоккею.
Что же касается удачного торга за нефтяные пошлины в рамках Евразийского экономического союза, то это, на взгляд Андрея Елисеева, хороший задел на будущее.
Как следует из заявления председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко по итогам заседания ВЕЭС 29 апреля 2014 г., единый рынок нефти и нефтепродуктов с 2015 г. не заработает, а переходный период в этой сфере будет длиться целых десять лет. Это говорит о том, что белорусские власти не добились наиболее благоприятного для себя варианта Договора о ЕАЭС. Однако договоренность о 23 млн тонн беспошлинной нефти на 2014 г. и о перечислении лишь половины объема экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет можно считать успехом А. Лукашенко. Вкупе с двухмиллиардным российским кредитом это несколько стабилизирует экономическую
ситуацию в стране в преддверии президентской кампании 2015 г. Принципиальное согласие России предоставить Беларуси еще большую ренту с переработки российской нефти увеличит вероятность нахождения А. Лукашенко у власти еще как минимум на десять лет (исходя из вероятной благоприятной конъюнктуры на выборах-2020), со всеми плюсами и минусами сложившейся в Беларуси политико-экономической системы, отсюда вытекающими.
Но, как отметил аналитик, "наверняка Лукашенко озвучил самую выгодную часть соглашения". По мнению Андрея Елисеева, существует неозвученная часть обязательств белорусской стороны. Что она подразумевает - можно лишь строить предположения.
По словам аналитика, российская сторона, взамен на нефтяные уступки, могла потребовать продажу контрольных пакетов белорусских НПЗ. Требования РФ также могли предусматривать ускорение процессов слияния крупных российских и белорусских предприятий. Пять таких разнопрофильных проектов давно уже находятся в стадии обсуждения. В то же время в BISS не исключают, что взамен на нынешние экономические уступки, Россия потребовала дивидендов в политической плоскости. Они, в частности, могут касаться более активной поддержки действий России в украинском вопросе.