28 декабря 2012 года правитель дал согласие на назначение на должность Виктора Банчука и Виктора Тризно.
Сообщение о задержании двух высокопоставленных чиновников Гомельского облисполкома особых эмоций не вызвало. Не вызвало потому, что приближаются президентские выборы, а значит Лукашенко будет вновь играть в борьбу с коррупцией. С 1994 года мы только и слышим, что у нас в стране ведется тотальное наступление на это зло. Однако, как говорится, воз и ныне там.
Вновь легко завоевать симпатии электората, проскочив второй раз на «коррупционной» теме белорусскому президенту, вероятно, не удастся, предполагает соавтор книги «Случайный президент» Светлана Калинкина. Борьба с коррупцией, хотя и может быть вечной, но все-таки должна давать какие-то результаты, пишет camarade.biz.
«Сама себя эта система победить не может, поскольку она изначально выстроена как коррупционная. Основное, что движет чиновниками, когда они идут на государственную службу», – возможность заработать деньги.
Но кто их назначает на высокие должности? После того, как Лукашенко в ноябре 1996 года на референдуме переписал Конституцию, он получил поистине царские полномочия. Ни одно более-менее важное назначение не проходится без согласования с главой государства.
Так, 28 декабря 2012 года правитель дал согласие на назначение на должность первого зампреда Гомельского облисполкома Виктора Банчука, а на должность зампреда председателя – Виктора Тризно. Первый курировал вопросы сельского хозяйства и отрасли, связанные с ним, а второй - социальную сферу.
И вот оба оказались за решеткой.
«Никто не упрекнет нас в мягкотелости по отношению к коррупционерам. У нас их реально, не на словах, выявляют, надевают наручники и десятками, даже сотнями отправляют в застенки», - заявил Лукашенко в ходе выступления с ежегодным посланием парламенту и народу.
Он привел не один пример, когда «государевы люди» меняли цивильные костюмы на тюремную робу. Здесь нашлось место и чиновникам, и судьям, и «вертикальщикам».
«Вы заметили, много говорю «заместитель», «заместитель», а реже — «начальник». И если я говорю, что первый заместитель Ладутько, то у меня как минимум под подозрением сам Ладутько. Если я говорю, что замминистра, то, значит, и этот министр такой же. Если я говорю о Гомеле и облисполкоме, то я помню, что там был Якобсон, а сегодня — Дворник», - подчеркнул Лукашенко.
Означает ли это, что после задержания двух замов, тучи сгустились и над самим губернатором, или об ответственности глав регионов президент вспомнил лишь для красного словца?
Существует мнение, что победить коррупцию при той системе власти, которую построил действующий глава государства невозможно, так как отсутствует контроль над чиновниками со стороны общества.
К примеру, член Бюро Центрального Комитета Партии «Справедливый мир» Сергей Возняк говорит, что «авторитарное государство не может быть некоррупционным по определению. А именно такое государство построил Лукашенко». Поэтому, по словам политика, все усилия президента по искоренению коррупции бесплодны.
«Чтобы ее победить, нужна прозрачность власти и сменяемость находящихся у власти политических субъектов, сильные независимые от государства СМИ и устойчивая система контроля со стороны гражданского общества за депутатами и чиновниками», - считает представитель белорусских левых.
По мнению председателя юридической комиссии Белорусского Хельсинского комитета Гарри Погоняйло, в государстве должна вестись последовательная и продолжительная борьба с коррупционными преступлениями. А у нас это решается не системно.
А у нас в стране, никто не думает, что повышение этой статистики, возможно, свидетельствует о более широком распространении этих преступлений. «Ими охвачены сегодня все уровни властной «вертикали» и «горизонтали». Получается, что мы по существу тонем в коррупции, а реальной борьбы фактически и нет», - считает он.
Действия задержанных чиновников квалифицируются Генеральной прокуратурой частью 3 статьи 424 Уголовного кодекса. В случае, если вина «вертикальщиков» будет доказана в суде, им может грозить наказание до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.