Британский телеканал Channel 4 News подпольно снял фильм о Беларуси.
Автор сюжета - журналист Джонатан Ругман, которого недавно не впустили в Беларусь, однако оператор телеканала смог попасть на территорию страны.
В 12-минутном фильме рассказано о Беларуси - последней диктатуре Европы, «случайном колхознике» на посту президента и о его сыне от личного врача.
В сюжете показан Минск последних дней во время игр чемпионата мира по хоккею, а также кадры жесткого разгона акции протеста против фальсификации итогов президентских выборов 2010 года. В интервью телеканалу жены политзаключенных Алеся Беляцкого и Николая Статкевича рассказывают о пытках, которым подвергаются их мужья в тюрьмах.
Видео сопровождается статьей Джонатана Ругмана «Тайна последней диктатуры Европы». Приводим ее текст полностью (перевод - charter97.org).
- Белорусские пограничники выдворили меня из страны, но наш находчивый оператор Channel 4 News все-таки проскользнул мимо них, чтобы хоть мельком увидеть наиболее репрессивный режим в Европе.
Я полагаю, что факт запрета моего въезда в такую диктатуру как Беларусь — это своеобразный знак почета.
Белорусские пограничники сопроводили меня на поезд из Литвы в ходе обычной паспортной проверки чуть ранее в этом месяце. Они были одеты в зеленые фуражки и пальто, как атрибутику из одного из фильмов Шона Коннери о холодной войне, которые он начал создавать только к концу своей карьеры ради денег, и, вероятно, об этом пожалел. Беларусь — это живой музей советского коммунистического прошлого.
«Что-то не так с паспортом», — продолжали повторять пограничники между лихорадочными звонками какого-то незримого контролера прежде чем отправить меня следующим поездом обратно в Вильнюс.
Я подал на рабочую мультивизу в «последнюю диктатуру Европы», получил ее, а после моего первого визита в марте я получил электронное письмо от белорусского посольства в Лондоне, в котором говорилось, что моя виза аннулирована.
Когда посольство Великобритании в Минске спросило министерство иностранных дел в чем дело, ответом было «обсуждение этого вопроса находится вне нашей компетенции».
Либо никто не знал, либо никто не хотел знать, почему мне запретили въезд в Беларусь, учитывая страх перед Александром Лукашенко и его грозной службой разведки.
Мои белорусские друзья предположили, что КГБ отдал приказ аннулировать мою визу (Беларусь является единственной бывшей советской республикой, где спецлужбы по-прежнему называются КГБ), но я все еще надеялся на въезд с другой целью въезда: виза не требуется для журналистов, посещающих страну во время чемпионата мира по хоккею.
Видите ли, белорусы, которых я встречал (кроме человека со змеиными глазами из КГБ, дислоцированного в Лондоне, с которым пришлось выпить кофе в Кенсингтоне) являются одним из самых печальных и самых привлекательных народов, которых я когда-либо встречал, с историей, которая отчаянно нуждается, чтобы быть рассказанной.
Беларусь потеряла более двух миллионов людей во время Второй мировой войны только для того, чтобы быть освобожденной Красной Армией Иосифа Сталина, который затем возобновил свои «чистки», которые принесли еще сотни тысяч погибших. У этого народа была вытрясена душа, и он так до сих и не оправился. Ведь когда распался Советский Союз, белорусы сделали ошибку, избрав неизвестного колхозника по имени Александр Лукашенко на первых демократических выборах 1994 года.
Лукашенко, которому 59 лет, в настоящее время празднует свой 20-летний юбилей у власти, сфальсифицировав каждые очередные выборы, нейтрализовав парламент, закрыв за решеткой своих соперников и введя цензуру в прессе.
Бывший посол Великобритании в Беларуси Брайан Беннет считает, что Лукашенко вполне может иметь психическое расстройство, однако может управлять этой нацией из 10 миллионов человек еще десятилетиями.
Демонстрации запрещены и клевета на государство является уголовным преступлением. Президент предложил внести поправку в закон, разрешающий силам безопасности расстреливать протестующих в случае беспорядков.
Единственная европейская страна со смертной казнью убивает заключенных выстрелом в затылок — были две такие казни в последнее время. Но у Беларуси есть такие страдания, запечатленные в ее национальной памяти, что даже к преступлениям Лукашенко многие относятся терпимо. И хаос соседней Украины послужил напоминанием, что если вы скинули того, кого финансирует Москва, дальше может быть гораздо хуже.
«Дайте им приехать, посмотреть, мы не будем ничего скрывать» — сказал диктатор белорусскому «парламенту» в своем ежегодном послании в прошлом месяце, заявив, что не будет никаких ограничений для иностранных журналистов во время чемпионата мира по хоккею.
Несмотря ни на что
Я был аккредитован в качестве корреспондента этого события. Я даже поехал в Минск и встретился с организаторами турниров, совершил поездку на совершенно новый хоккейный стадион и обсудил тонкости игры с руководством национальной команды.
Но, как оказалось, слова Лукашенко бессмысленны: мое письмо об аккредитации было отклонено белорусскими пограничниками. Я в настоящее время невъездной, и никто в этой диктатуре не потрудился мне объяснить почему.
Тем не менее, сидя на безопасном расстоянии от меня, в этом вагоне поезда был мой друг Рэй, оператор Channel 4 News. Мало того, что Рэй не сошел с поезда, но и сделав вид, что не знает меня, и успешно доехал до Минска. Из этого, кстати, можно показать, что диктатура иногда не такая единая, как ей, должно быть, кажется.
Таким образом, наш фильм о Лукашенко был создан вопреки всему. Это фильм о том, как бывший колхозник и фанатик здорового образа жизни теперь правит бал. Человек одержим хоккеем, хотя врезаться в него на льду запрещено. Диктатор «старой закалки», настолько параноидальный, что даже запрещено показывать по телевизору кадры его затылка.
Помимо потрясающей операторской работы Рэя — он снимал затылок президента, а также штаб-квартиру КГБ, и все сходило ему с рук — это фильм, который никогда бы не были сделан, если бы он не имел небольшую армию обычных (и естественно, анонимных) белорусов, которые приняли на себя риск от нашего имени.
Причина, по которой они сделали это, проста: страна, которую они любят, выпадает из мировых новостей так часто, что каждый шанс вернуть ее в повестку дня только приветствуется.
Украина, по праву, получает больше внимания. Но если вы хотите знать, как выглядит российская модель страны-нахлебника — той, которая более или менее выполняет приказы из Москвы — поезжайте в Беларусь. Если можете.