Российские политики постоянно твердят о проблеме легитимности президентских выборов в Украине. Имеет ли она под собой основания?
Основная претензия российских СМИ и политических субъектов заключается в том, что в Донецкой и Луганской области вряд ли удастся провести полноценные выборы из-за самопровозглашения там так называемых "народных республик", которые не подчиняются Киеву. Кроме того, в этих регионах ведется антитеррористическая операция, что также может наложить свой отпечаток на избрание главы государства. То есть, скорее всего, новый президент вряд ли будет выбран с учетом волеизъявления населения Донетчины и Луганщины. Как стоит относиться к таким опасениям?
С этими вопросами «Ежедневник» обратился к кандидату политических наук, ученому секретарю Института украинской политики Алексею Полторакову:
С нормативно-правовой точки зрения внеочередные президентские выборы легитимны, что называется, «по определению». Их назначила Верховная Рада Украины (избранная, кстати, при президентстве В.Януковича) с соблюдением необходимых конституционно-правовых норм и процедур. Антитеррористическая операция, проводящаяся на востоке страны, не подразумевает введения чрезвычайного или военного положения, при которых проводить выборы нельзя. Да, она является более чем осложняющим электорально-политическую ситуацию фактором, но не более того.
Даже поверхностный «срез» спектра кандидатов, претендующих на президентский пост, показывает, что кандидаты «с востока» (начиная с «регионала» М. Добкина или С. Тигипко – и заканчивая В. Коновалюком или Р. Кузьминым) никоим образом не ущемляются – ни давлением по линии ЦВК, ни ограничениями в масштабах агитации. Например, агитационные билл-борды харьковчанина М. Добкина спокойно висят в якобы «бандеровском» Киеве, агитационные билл-борды донеччанина В. Коновалюка (на русском, кстати, языке!) – в еще более «бандеровских» Черновцах.
Иной вопрос, что некоторый избыток (около полудюжины) кандидатов, ориентирующихся на электоральную поддержку востока Украины (от Харькова до Донецка) приводит к тому, что они сами мешают друг другу. И тем самым, пусть и косвенно, невольно подыгрывают локальным экстремистам, паразитирующим на социальных настроениях в проблемных регионах.
Украинская власть готова услышать и, как минимум, принять к сведению мнения и настроения востока Украины. Есть также готовность – с учетом мнений и настроений в регионах – сделать шаги навстречу (от социально-гуманитарных до финансово-экономических). Однако «особое мнение» Востока страны должно быть репрезентовано надлежащими социальными каналами и озвучено достойными политическими субъектами. Но отнюдь не путем фиктивных «референдумов» или, тем более, вооруженных ультиматумов полукриминальных самозванцев! Украину как современное целостное государство и политическую нацию нельзя превращать в заложницу внешних пропагандистских фобий и внутренних идеологических стереотипов регионального разлива.