Известный кулинар сравнил российскую и белорусскую кухню и не только.
Белорусский дизайнер и кулинарный блогер первым догадался выпустить книгу рецептов с QR-кодом каждого рецепта. Сосканировал его мобильником и попадаешь на видео с пошаговым приготовлением блюда. Книга толковая и красивая, вроде кулинарного ежедневника - 365 рецептов из разных стран с фото, по одному на каждый день. Но, если честно, не это стало главной причиной интереса к Азарову. На глаза попались цитаты известных российских кулинарных гуру о Талерке. И тут же захотелось узнать, за что его так ненавидят коллеги, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
«Талерка - закомплексованный дурачок и посредственность. Обозленная на весь мир шавка…» (Максим Сырников, повар и автор книг «Настоящая русская еда» и «Русская домашняя кухня»).
«Мало того что ваши кулинарные советы навязчивы и безграмотны, вы еще и лингвистический мракобес», «Талерка - просто шарлатан…» (Татьяна Толстая, писательница).
«Азаров удален из списка моих друзей, поскольку ненавижу подлецов и антисемитов. Не понимаю, как такие люди могут заниматься таким добрым делом, как кормить людей» (Елена Чекалова, ведущая рубрики «Счастье есть» в утреннем шоу на Первом российском канале).
«Пузырь с г… (цензура «КП»). У него видео сделано совершенно без понимания - что, зачем и почему. Кулинарный онанизм, причем безрезультатный» (Сталик Ханкишиев, ведущий кулинарной рубрики в программе «Дачный ответ» на НТВ).
«Различие культур - оно и рождает споры»
- И это я выбрала еще, можно сказать, самые безобидные высказывания, печатные. Это как же вы, Андрей, довели известных людей до каления?
- Я собираю эти цитаты, - улыбается Азаров. - Это как цитатник человеческой глупости. Моей репутации это не наносит вреда. Мои френды, прочитав это хамство, не станут думать обо мне хуже. Да, у меня скверный характер, есть обостренное чувство справедливости. Если выдают черное за белое, я спорю. Скажем, вижу что-то непонятное в рецепте. Например, Елена Чекалова, жена Леонида Парфенова, опубликовала рецепт для пикника на природе. Заворачивается рыба в мокрую газету и на огне готовится. Я спрашиваю: а зачем в газету? Там же краска, цинк, все это рыбе не на пользу. Если вы на природе, а пергамента нету, заверните рыбу в лопух, суть та же, а куда полезнее. Она обиделась. Кто я, а кто она! И я смею ставить под сомнение ее рецепт, самой Чекаловой! В Москве ведь как? Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Есть кланы. Как только ты начинаешь задавать лишние вопросы и ставить под сомнение чей-то авторитет, начинается война. Причем я же не критикую, я пытаюсь выяснить истину. А они это расценивают как критику. Они боятся оказаться смешными и неправильными.
- Любопытно, а Толстую чем обидели?
- Она какой-то рецепт у себя опубликовала, назвала его русским. А я не согласился. Тут сперва вообще надо выяснить, что такое Московия и чем мы от нее отличаемся исторически.
- И чем же?
- Очень просто: Орда никуда не делась. Только вместо хана выбрали себе царя, и пошло Государство Российское. Жизнь по приказу царя и под надзором. А мы жили в Великом княжестве Литовском, много разных народов на одной территории от Калининграда до Смоленска: и белорусы, и русские, и украинцы, и поляки, и татары, и евреи, и литовцы - и нам никто не приказывал, все развивалось естественно. И кухни это тоже касается.
Белорусские, польские, украинские, литовские рецепты часто похожи. Русская кухня беднее изначально. Там в горшок все сложил и в печь поставил. Жарить они научились, когда у них появились татары при дворе. Мы уже лет 50 - 70 ели картошку, когда она дошла до Москвы. И ее там, кстати, восприняли как католическое средство борьбы с православием: нас хотят уничтожить, нас хотят отравить…
Различие культур - оно и рождает споры жаркие в интернете. И с этими товарищами с имперским мышлением очень трудно общаться.
- Но вы 10 лет прожили в Москве. Закономерный вопрос: что за мода такая - приехать в Москву и хаять все российское?
- То, что они называют «хаять», - просто разумная критика. Ты говоришь: здесь яма. Ты делаешь это для того, чтобы яму убрали и жизнь стала лучше. Воспринимать это как хаяние - рабская психология. И еще они думают, что все люди, которые приехали в Россию, ей что-то должны. Орда. Привыкли получать дань со всех. А цивилизованное общество живет по другим законам.
«Жарить драники на масле неправильно»
- Заметила, что среди нападающих на вас нет Юлии Высоцкой. Это потому, что вы земляки?
- С Высоцкой мы учились в одно время и в одном институте в Минске, только она на актерском, а я на дизайне интерьеров. Но мы незнакомы. У меня был конфликт с ее юристами, когда у Высоцкой вышло приложение в App Store. Я обратил внимание на то, что дизайн некоторых страниц похож на мой. Плюс ее копирайтеры придумали слоган: «Самое первое приложение с видеорецептами». По факту это не так, мое вышло на месяц раньше. Я написал об этом на ее странице в Фейсбуке. Мне позвонили ее юристы и сказали, что могут подать на меня в суд, потому что это недобросовестная конкуренция. Я не стал с ними связываться. У них продюсерский центр, у них миллионы. Они бы меня разорили со своими тяжбами. А так я просто знаю, что я был первым, официально в Apple мне это подтвердили. А слоган, кстати, копирайтеры Высоцкой заменили на такой: «Первое в России приложение, в котором более чем 1000 рецептов с видео». У меня меньше, около 600.
- Вы профессиональный дизайнер. Как вас в кулинарию занесло? Кто готовить учил?
- Это все интернет. Так получилось, что я стал самым первым белорусским медиадизайнером, до меня дизайн делали только программисты. В 1995 году я придумал, а в 1996 году зарегистрировал сайт talerka.ru, решил на нем собрать все известные традиционные рецепты вместе, причем не просто чужие тексты и фотографии, а сделать все самому. Самому научиться готовить правильно и вкусно, а учебный процесс и лучший результат выложить на суд зрителя в интернет. Меня никто не учил. Я читал блоги, книжки, пытался систематизировать. Восемь лет потратил на анализ и отсеивание ненужного. Научился отличать авторскую кухню от традиционной. Понял, например, что неправильно жарить драники на подсолнечном масле и выдавать это за традиционный рецепт. У крестьянина в деревне подсолнечное масло было в одном случае - когда он его купил. А свиной жир всегда был, на нем драники и жарили.
Сначала я снимал видео на бытовую камеру, ролики были плохого качества, длинные, 5 - 7 минут. Сейчас ролики 1 - 3 минуты и хорошего качества. Потому что так удобнее скачивать на планшет или в телефон. Можно сохранять рецепты в собственную папку «Избранное», одним кликом создавать список продуктов для покупки, отправлять его на электронную почту или как sms. Прогресс догнал мою идею.
А книжку, кстати, я не собирался делать, это шаг назад, на кухне этим неудобно пользоваться. Планшет включил, смотри и делай. Есть вопрос - задай, я отвечу. У книжки не спросишь. Но издательство мне сказало, что печатает хорошие книжки для умных людей и хочет сделать умную кулинарную книжку. Я им дешево обошелся, у меня все было - фотографии, рецепты. Сам сделал дизайн обложки. И еще привлек своих спонсоров - тех, чьей техникой пользуюсь. Им было выгодно вложиться в книжку - за рекламу в журнале они платят по 20 тысяч долларов, а здесь 3 тысячи и книжка на многие годы, а не на месяц. Правда, не знаю, как она раскупится, получилась дорогая, около 30 долларов, потому что задумана как подарочное издание.
«Смог приготовить я - смогут все»
- Зашла на ваш сайт, посмотрела. В кадре вас нету, только руки. Почему?
- Да, у меня была возможность показать свою рожу 600 раз в экране, как все делают. Но я решил не отвлекать людей от процесса приготовления. Меня на видео нет. Только руки. В этом фишка. Я людей не развлекаю, я их учу и учусь сам.
- Есть у вас любимое блюдо?
- Когда хочу поесть, готовлю пасту карбонара. Это легко. Ставишь вариться хорошие итальянские спагетти. Ломтики панчетты (грудинки то есть) нарезаешь полосками и обжариваешь до прозрачности, чесночка туда добавляешь. Берешь два желтка от свежих куриных яиц или 10 перепелиных яиц, взбиваешь вилкой с горстью тертого сыра пекорино романо, солишь, перчишь, вливаешь туда пару ложек воды из кастрюли с пастой, перемешиваешь. Доведенные до состояния al dente спагетти перекладываешь в сковороду, убираешь с огня, вливаешь туда яичную смесь и быстро и энергично все смешиваешь.
- Ага, это легко, сыр пекорино романо всегда лежит в холодильнике…
- У меня всегда. Покупаю не здесь - в Вильнюсе, потому что столько, сколько он стоит здесь, не может сыр стоить.
- Вы готовите ради сайта, то есть это работа. А дома у плиты стоите?
- Редко, дома чаще готовит жена - для себя и нашей 5-летней дочки. Сын у нас уже взрослый, ему 23, работает поваром в ресторане «Феллини». А я обычно с утра исчезаю на съемную квартиру, чтобы готовить и снимать.
- Могли бы уже свой ресторан открыть, наверное…
- Здесь, в Минске? Не думаю. Грустно у нас с этим. Вот я спрашиваю у повара ресторана: почему я не могу в сезон лисичек прийти и заказать у вас молодую картошку с жареными лисичками? Он отвечает, что они не могут пойти на рынок и купить там эти лисички, они имеют право покупать только у определенных поставщиков. Государство все контролирует. Такая маленькая Московия. Не может наш повар, как французский, пойти на рынок и выбрать там грибочков или карасей. Мы не можем ни экспериментировать, ни традиционную кухню готовить.
- Андрей, а вас не смущает, что вы не профессионал в кулинарии, а учите других?
- Курить и ругаться матом нас учили в жизни не профессионалы, и это было самое эффективное обучение, согласитесь. Здесь точно так же. Все мои рецепты совершенно домашние и народные, довольно простые и понятные абсолютно каждому. Если я, никакой не повар, сумел это приготовить, значит, сможет приготовить кто угодно.
ДОСЬЕ
Андрей Азаров - дизайнер, художник, фотограф и кулинарный блогер. Родился в 1970 году на Гродненщине. Первый белорусский веб-дизайнер. Автор более 100 сайтов, в том числе собственного кулинарного сайта talerka.ru. В 2012 году выпустил первое российское кулинарное видеоприложение для iPhone и iPad, оно попало в топ-50 американского Apple App Store в категории Food&Drink, составив конкуренцию приложениям Юлии Высоцкой и Джейми Оливера. Член Белорусского союза дизайнеров.