Если из «процветающей» Беларуси отсылаешь за рубеж носки, консервы или, скажем, «Советскую Белоруссию» — то это вполне себе нормально. А если «Народную волю» — то уже вопросы.
Волею судеб оказался я на днях на самом что ни на есть главном почтамте страны. И не какой-нибудь страны, а нашей славной демократической Беларуси.
Что я там делал, спросите вы? Ну что я мог там делать, честное слово! Конечно же, отправлял посылочку из нашей процветающей Беларуси в загнивающую Европу.
— У вас тут газеты? — переспросило у меня очаровательное существо в окошке № 8.
— Ага, — не стал отпираться я.
— «Народная воля»? — удивленно переспросило очаровательное существо в окошке № 8, взмахнув ресницами.
— Ага, — снова не стал врать я.
— «Народная воля»? — переспросило еще одно очаровательное существо, проходившее мимо все по ту же сторону окошка № 8.
— Да, «Народная воля», — подтвердил я очевидное, про себя отметив, что третий раз подряд сказал девушкам чистую правду.
Второе очаровательное существо сразу же схватило какую-то пухлую потрепанную книжицу и чего-то защебетало первому очаровательному существу, тыкая пальчиком в одну из страниц.
— Вы все слышали? — вежливо уточнили у меня.
— Не очень-то, — признался я.
— «Народную волю» в Германию отправлять, наверное, нельзя, — посвятила работница РУП «Белпошта» меня в профессиональные тайны.
Для пущей убедительности она протянула и мне пухлую потрепанную книжицу, в которой, судя по всему, были собраны некие внутренние инструкции. Один из пунктов на самом деле гласил о том, что печатные издания «политического характера» не рекомендуются к пересылке по почте.
— А что не так с «Народной волей»? — прикинулся я валенком, хотя, конечно же, знал, что с ней «не так».
— Ну, вы же понимаете, «Народная воля» — это, типа, от БНФ, — проявило политическую осведомленность очаровательное существо номер два.
Тепереча настал мой черед проявлять осведомленность:
— «Народная воля» — это официально зарегистрированное в Министерстве информации издание. Оно печатается в главной типографии страны, его можно купить в любом киоске. На последней странице можете увидеть все выходные данные.
— Ну, я не знаю. У нас были случаи, что «Народную волю» хотели отправить за границу, но ее возвращали отправителям, — откровенно призналась сотрудница РУП «Белпошта».
— Я готов рискнуть, — расхрабрился я.
— Ну, вы смотрите, если вдруг там про какие-нибудь забастовки пишут… — из последних сил попытались предостеречь меня от беды из окошка № 8.
— Давайте все же отправим, — мягко, но настойчиво ответил я.
Девушки согласились.
Вот тут-то я и вступил в «чисто экономические отношения» с РУП «Белпошта», уплатив за посылку 78 тысяч 250 рублей.
Именно так и выглядят в белорусском варианте «чисто экономические отношения» — те самые, про которые любят рассказывать и в «Белпошце», и в «Саюздруке», и в Министерстве информации, а то и где повыше.
Вот, на прошлой неделе замминистра Лилия Ананич на конференции ОБСЕ в Варшаве доложила о множестве свершений белорусского государства в сфере свободы слова. Среди прочих свершений было упомянуто следующее: «редакции решают вопросы заключения договоров непосредственно с организациями-распространителями, понуждение последних к заключению таких договоров является грубым нарушением законодательства. Договоры заключаются исходя из экономической целесообразности, без влияния со стороны государства».
А теперь припомним-ка «не-бумагу», то бишь знаменитую уже «non-paper», которую белорусские власти направили Евросоюзу 19 ноября 2008 года — именно тот «не-документ» стал отправной точкой «диалога», «либерализации» и прочего «улучшения отношений».
Так вот, тем самым «не-документом» белорусское государство, невзирая ни на какую «экономическую целесообразность», одним политическим решением вернуло «Народную волю» и «Нашу Ніву» в государственные системы распространения. Если применить к той ситуации логику госпожи Ананич, то тем самым государство «грубо нарушило законодательство»…
Интересно также, каким образом «организации-распространители» просчитывают эту самую «экономическую целесообразность». Вот, к примеру, в некоторых регионах тиражи местных негосударственных газет превышают тиражи местных же районок. Но районки при этом распространять, типа, «целесообразно», а негосударственные газеты — типа, «нецелесообразно».
Так же, как и с посылками. Ежели из нашей «процветающей» отсылаешь в ихнюю «истерзанную кризисом» сторону в качестве гуманитарной помощи носки, консервы или, скажем, «Советскую Белоруссию» — то это вполне себе нормально. А ежели «Народную волю» — то уже вопросы. И тогда уже получать свои законные 78 тысяч 250 рублей РУП «Белпошта» почему-то не очень горит желанием.
Нецелесообразно им, видите ли…