Таких результатов выборов в Европейский Парламент в Литве никто не ожидал.
Самая популярная партия – социал-демократы – остались без короны. Правые, рейтинги которых не были высокими – на первом и третьем месте, пишет ru.DELFI.lt.
Согласно данным избиркома, по два мандата в ЕП получат Союз отечества-Христианские демократы Литвы, набравший 16,42% голосов избирателей, и Социал-демократическая партия с результатом 16,32%, а также Движение либералов и партия «Порядок и справедливость», получившие поддержку 15,6% и 13,48% избирателей. Еще три партии — Партия труда (12,12%), коалиция Избирательной акции поляков Литвы (ИАПЛ) и Альянс русских (7,62%) и Союз крестьян и зеленых Литвы (6,25%) — получат по одному депутатскому креслу в Европарламенте.
Для всех политических партий второе место в выборах в ЕП – хорошее достижение. Только не для социал-демократов, которым обещали победу. Политолог Лаурас Белинис считает, что одна из главных причин неудачи соцдемов – их кандидат в президенты и лидер списка в ЕП Зигмантас Бальчитис.
Профессор Каунасского университета им. Витаутаса Великого Белинис констатирует: кампания соцдемов была явно неудачной. А основной акцент этой кампании – Бальчитис. Почти нет сомнений, что соцдемы надеялись, что активность в президентских выборах поможет и их списку на выборах в ЕП.
«Наверное, мы вынуждены признать, что, выдвигая Бальчитиса на первое место в списке, социал-демократы создали своеобразную психологическую предпосылку для избирателя. Выбирали очень просто – если Бальчитис участвует в президентских выборах, значит, список соцдемов – второстепенный для избирателей. По этой причине кандидатура Бальчитиса не была главной. Нужен был не только кандидат, но и идея», - сказал Бальчитис.
Насколько помог правым второй тур?
Консерваторы получили наибольшее количество голосов. Либералы достигли фантастического результата, и также получили два мандата в ЕП. Насколько помогло то, что в первом туре не одержала победу президент Даля Грибаускайте, которую поддерживали эти партии? Активность во втором туре и на выборах в ЕП была большая, поэтому вероятно, что поддержка либералов и консерваторов наконец «окупилась».
И все же, Белинис склонен больше акцентировать другие факторы. По его словам, либералам, видимо, наконец удалось то, к чему они стремились последние несколько лет. «Скорее всего, есть несколько предпосылок. Одна из них – то, что они смогли не до конца, но достаточно сильно создать ощущение, что вокруг них сплотились все либеральные партии. Они становятся «монополистами» идеи либералов», - констатировал Белинис.
Другая партия либерального направления – либерал-центристы с вернувшимся лидером Артурасом Зуокасом – осталась на последнем месте. Это не удивляет Белиниса.
«Мне симпатична эта партия, но что поделаешь. Не думаю, что объединение с Зуокасом дало им плюс. Скорее, одних это привлекло, других оттолкнуло», - считает политолог.
Габриелюс Ландсбергис – рецепт успеха в фамилии?
Фаворит избирателей консерваторов – Габриелюс Ландсбергис уверенно закрепился наверху списка. Белинис не скрывает, что видит одну главную причину успеха молодого политика.
«Феномен Ландсбергиса связан с его дедушкой, Витаутасом Ландсбергисом. Правые избиратели, выражая уважение к Ландсбергису, голосовали за другого Ландсбергиса. Если бы у него была другая фамилия, скорее всего, он не достиг бы таких результатов», - сказал профессор.
Партия труда: Гедвилас должен быть огорчен
Партия труда от первой четверки отстала ненамного, но не набрала столько голосов, чтобы получить два мандата в ЕП. Это значит, что в Брюссель поедет Виктор Успасских.
Сразу за ним – один из наиболее разочаровавшихся в выборах политиков. Бывший спикер Сейма Видас Гедвилас, долгое время занимавший первое место в списке «трудовиков», неожиданно был отброшен на второе место вернувшимся Успасских. Результат – бывший спикер Сейма получает дырку от бублика.
«Гедавилас действительно должен быть огорчен. Но что поделаешь – это партия одного политика. И этот политик – не Гедвилас. (…) Возможно, и я разозлился бы, но я не Гедвилас, не знаю, как он реагирует. Прекрасно понимаю, что ему должно быть неприятно, что его так переставляют, как второстепенную фигуру. На самом деле, Гедвилас – очень яркая фигура. И как политик, и как человек. И он достоин более яркого места и уважения», - сказал Белинис.