Обещание Москвы загрузить белорусские НПЗ не является уступкой Минску.
Такое мнение высказала экономический обозреватель Татьяна Маненок, комментируя сайту charter97.org заявление члена совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергея Румаса о том, что Беларусь будет обеспечена российской нефтью для полной загрузки своих нефтеперабатывающих заводов.
— Россия пообещала обеспечить Беларусь нефтью на период до 2025 года. С чем связаны такие временные рамки?
– К этому периоду страны «тройки» — а их, возможно, к этому времени станет больше — предполагают создать единый рынок нефти. Тогда не потребуется устанавливать квоты на поставку. То есть сколько потребуется белорусским заводам, столько они и получат. Факт того, что Россия заявила свою готовность о снабжении нефтью Беларуси аж на столько лет вперед — это не хорошо и не плохо. Это нормально. Стратегия для нефтепереработки становится ясной, понятной и верстать свои стратегические планы впредь станет только проще.
— Это связано с подписанием договора о создании ЕАЭС?
– Сегодня до 50% всего объема нефти на белорусских заводах перерабатывают российские компании, которые самостоятельно экспортируют топливо куда они захотят. Российская Федерация, предоставляя такие нормальные, адекватные условия, обеспечивает работой и свои российские компании, которые здесь работают на принципах компаний-резидентов. Поэтому в этом нет ничего удивительного и нет никаких больших уступок со стороны России нет, это нормальная логика. Я не думаю, что Россия будет чинить нам проблемы в области поставок нефти. Да, это во многом декларация, но тем не менее это аргумент. Впереди сторонам еще долго предстоит работать над созданием этого единого пространства, а данный этап в большей степени пока просто декларативный. Основная — очень непростая — работа еще впереди.
— Все выглядит как большая халява. Не придется ли Лукашенко платить чем-то взамен?
– Евразийский экономический союз мы уже создаем несколько лет. Это ведь детище Путина. Это он хотел создать такое притягательное ядро для других стран, поэтому он платит за это, за создание этого проекта Российской Федерации. Это она оплатила создание единого экономического пространства, льготные беспошлинные поставки нефти и газа, поэтому пока несет затраты Россия.
Естественно, российские компании тоже получают больший рынок сбыта для своей продукции: ведь Лукашенко говорил, что мы отменяем довольно болезненные на долгую перспективу на импорт рыбы, табака, алкоголя. Естественно, кто-то чем-то платит за интеграцию, есть риски, есть преимущества. Так как Россия - член ВТО, то этом союзе правовая база ВТО и она является приоритетной, а не законодательство ТС. Открытие рынков ничего плохого не сулит — это повышение конкуренции, это вызов, стимул реформ экономики для белорусских предприятий. Нужно будет смотреть, будут ли выполнятся все обязательства, ведь часть из них являются декларативными. Но нереформированная белорусская экономика хочет защититься от импорта, и иногда диктует логику абсолютно обратную.