Сегодня исполняется 15 лет со дня трагического события в Минске. В 1999 году в подземном переходе станции метро «Немига погибли 53 человека. Возле Дворца спорта в тот день проходил санкционированный Мингорисполкомом «Пивной праздник «Оливария».
Вот что об этом официально сообщала пресс-служба МВД:
«Общественный порядок при проведении мероприятия охранялся в соответствии с решением начальника ГУВД Мингорисполкома генерал-майора милиции Бориса Тарлецкого. Было задействовано 150 человек личного состава органов внутренних дел и войск МВД.
Как напоминают Naviny.by 20 часов 40 минут около 2,5 тысячи участников праздника из-за начавшегося ливня с градом и грозой бросились искать укрытие, при этом основная масса — в подземный переход станции метро «Немига» со стороны Дворца спорта. События развивались стремительно. Началась давка. Наряды милиции, пытавшиеся нормализовать обстановку и упорядочить движение, были смяты. При этом погибли старшина милиции Владимир Говен — милиционер ОМОН ГУВД Мингорисполкома, старший сержант милиции Геннадий Рябоконь — младший оперуполномоченный уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома, один сотрудник получил тяжелые телесные повреждения, девять — травмы легкой степени.
Информация о складывающейся обстановке была передана в МВД республики, горисполком и прокуратуру столицы. По тревоге подняли личный состав ГУВД Мингорисполкома, организовали работу ситуационно-оперативного штаба, отдали распоряжение на мобилизацию бригад скорой медицинской помощи.
По состоянию на 9 часов утра 31 мая поступила информация о 155 пострадавших. Из них 54 человека (к погибшим на Немиге ошибочно приписали женщину, также доставленную в морг в тот вечер. — В.Ф.) от полученных травм скончались, 35 были госпитализированы, а остальным оказана медицинская помощь без госпитализации.
По данному факту прокуратурой города возбуждено уголовное дело».
31 мая в 8.30 место гибели людей посетил Александр Лукашенко. Произошедшее он назвал «страшной и необъяснимой» трагедией. Президент подчеркнул, что он никому не может предъявить каких-либо претензий. Безукоризненно действовали врачи, на месте находилось достаточное количество сотрудников внутренних войск, которые обеспечивали правопорядок. Глава государства отметил, что в данном случае не надо искать причины в том, что виной всему был хмель…
Впрочем, хмельного на празднике было хоть залейся. Устроители планировали бесплатно разлить более пяти тысяч литров пива, по пол-литра в одни руки.
Кто виноват
Уголовное дело, возбужденное по факту гибели людей, расследовалось два года.
Согласно материалам дела, на ступенях подземного перехода погибло 53 человека. Большинство погибших — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет, из них 40 девушек. Только трем жертвам было более тридцати лет — 36, 47 и 61 год. Тяжкие телесные повреждения получили 34 человека, менее тяжкие — 59, легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья — 74, людей, получивших легкие телесные повреждения, не повлекшие расстройство здоровья — 59, и еще было 37 человек, которые «испытали физическую боль».
По делу было допрошено более 260 свидетелей, помимо выживших в трагедии, потерпевшими признали 105 родственников 53 погибших.
Обвинение в халатности (ст. 168 УК в ред. 1960 г.) было предъявлено начальнику милиции общественной безопасности ГУВД Мингорисполкома Виктору Русаку и начальнику отдела массовых мероприятий Михаилу Кондратину. Им вменялось в вину «неполное выполнение возложенных должностных обязанностей при осуществлении мер охраны порядка».
25 марта 2002 года суд Центрального района столицы принял решение о прекращении производства по данному уголовному делу в связи с истечением срока давности привлечения виновных к ответственности.
По сути, возобладала версия властей, что причиной произошедшего стало «трагическое стечение обстоятельств». Были и другие версии, неофициальные и даже мистические.
Версия психологическая: «Эффект толпы»
Специалисты компании SATIO провели гуманитарную экспертизу трагедии на Немиге с целью дать социально-психологическую оценку причин и последствий произошедшего.
«Немига — пример последствий, порожденных психологией толпы, созревавшей по классическому сценарию, — констатируется в исследовании. — Не вызывает сомнений, что все произошедшее явилось результатом естественной реакции толпы, в которой оказались молодые люди. Чувство толпы возникает закономерно при любом бесструктурном скоплении людей. …Толпа становится единым организмом, который живет и развивается по своим внутренним законам.
…Первыми внешними признаками нарастающей толпы в тот вечер были большое скопление молодых людей, возбужденных и шумных, подверженных эмоциональному заражению. В толпе присутствует удивительный эффект эмоционального заражения, когда первый случайный порыв одного неосознанно подхватывается всеми. Реакция массовой паники — состояние страха перед воображаемой опасностью — грозою. Этой реакции подверглась первая волна бегущей толпы. По воспоминаниям некоторых участников, в толпе распространился слух, что кто-то погиб от раскатов грома. Отмечается субъективное усиление болевых ощущений от града. В это время волна, задержавшаяся и набегавшая позже, продолжала пребывать в состоянии массового радостного возбуждения. По свидетельствам участников, они полагали, «что народ прикалывается, шутит», и «поддерживали это веселье»…
Были предположения, что затор из человеческих тел случился из-за застрявших в решетках ливневой канализации перехода каблуков-шпилек девушек.
Один из выживших пострадавших утверждал, что видел молодых парней, которые «ради прикола» намеренно сдерживали внутри поток людей.
Версия религиозная: «Кара небесная»
Люди глубоко верующий трагедию на Немиге восприняли как наказание Божье за осквернение святого дня.
На 30 мая 1999 года пришелся праздник Троица, он же — Сошествие Святого Духа, который относится к главным праздникам Православной церкви. В честь этого события назван и главный храм Беларуси — Кафедральный собор Сошествия Святого Духа или Свято-Духов Кафедральный Собор, практически нависающий над местом трагедии.
Считается, что в такой святой день вести себя необходимо соответствующим образом.
«В храме надо молиться либо с близкими своими время проводить за благочестивыми разговорами, а не по кабакам гулять, не пить, не танцевать, не распевать блудные песни», — комментируя произошедшее, наставлял журналиста полтора десятка лет назад один батюшка.
Не поразительно ли, что трагедия произошла именно в День сошествия Святого Духа и именно в этом месте? Вот только почему за чужие грехи небеса наказали столько молодых ребят, которым жить бы да жить…
Версия псевдонаучная: «Немига — геопатогенная зона»
В начале 90-х прошлого века, лет за пять до трагедии в подземном переходе, по редакциям столичных газет ходили несколько человек, называвших себя исследователями паранормальных явлений.
Они утверждали, что в столице есть места, которые непригодны для жилья и даже опасны для здоровья и жизни. Речь шла о так называемых геопатогенных зонах. Исследователи готовы были составить карту таких зон Минска. Естественно, они нуждались в финансировании и стремились привлечь к себе внимание минских властей. Журналисты от них нос воротили, ибо «исследователи» вещи сообщали жуткие, не поддающиеся научному подтверждению.
Помнится, одной из геопатогенных зон ими назывались жилые кварталы в районе улицы Немига.
«Место это плохое, — говорили они, — жить там нельзя, люди, живущие здесь, более других подвержены онкозаболеваниям, другим опасным болезням».
Рассказывали «аномальщики» про всевозможные ЧП, которые может провоцировать «закатанная в бетон» река Немига.
Понятно, что ни один уважающий себя и свое издание редактор не собирался публиковать эту чушь, да еще с предложением отселения неизвестно куда тысяч минчан.
Впрочем, позже даже люди с серьезными научными степенями позволяли себе в ненаучных, конечно, изданиях рассказывать об опасностях геопатогенных зон. По словам одного из них, «сильной геопатогенной зоной в столице является «треугольник» между Кафедральным собором, Екатерининской церковью и церковью св. Магдалины с центром у впадения в Свислочь запаянной в бетонный коллектор Немиги».
Версия мистическая: «Немига — вечно гиблое место»
Как ни странно, но эта фантастическая версия базируется на ряде жутких и не всегда объяснимых фактах, которые смешиваются с реальными событиями и мистическими верованиями в то, что наказание за невинно пролитую кровь, неупокоенные души, потревоженный прах усопших и проклятья из прошлого может настигнуть в будущем.
Начнем издалека…
Как известно, датой основания города считается первое его письменное упоминание. Минск (Менск, Меньск, Менеск), как свидетельствует «Слово о полку Игореве», отсчитывает свой век с 1067 года, когда произошла битва на Немиге:
«На Немиге снопы стелют головами, молотят цепями булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были посеяны — посеяны костьми русских сынов», — описывал событие неизвестный автор.
Нехороший у Минска день рождения.
Впрочем, оставим в покое старину глубокую. Двадцатый век был переполнен трагедиями, произошедшими на Немиге.
В годы оккупации фашистами в этом районе располагалось Минское гетто, которое делилось на «Большое» и «Зондергетто». На месте «Большого» по улице Мельникайте 2 марта 1942 года было убито около пяти тысяч евреев. На улице Сухой находится еще одна могила узников, где, по неполным данным, покоится свыше семи тысяч убитых евреев. Так что здесь у Немиги вся земля кровью пропитана.
На улице Коллекторной, к слову, располагалось и еврейское кладбище. Действовало оно до 1946 года, в 1972 году его частично уничтожили, в 1990 году — окончательно. Сейчас там жилые дома и сквер.
Кстати, на месте нынешней площади 8 Марта, где и произошла трагедия 30 мая 1999 года, когда-то находились две церкви минского замка — Николаевская и Рождества Богородицы. При них традиционно располагались кладбища.