Ничего стоящего для родственников погибших на Немиге людей власти не сделали.
Такое мнение высказал руководитель «Правовой помощи населению», бывший следователь прокуратуры Олег Волчек в интервью charter97.org в 15 годовщину трагической давки на «Немиге».
— Чем закончилось расследование трагедии? Кто виноват?
— Уголовное расследование закончилось предъявлением обвинения должностным лицам: Виктору Русаку и Михаилу Кондратину — это чиновники ГУВД Мингорисполкома, которые отвечали за безопасность данного мероприятия. Им вменялось, что они неправильно организовали несение службы органов правопорядка в черезвычайной ситуации. Они должны были предвидеть и предотвратить данное столпотворение, они неправильно перекрыли дорогу, не перекрыли метро, что повлекло гражданам и другим лицам существенный вред. Кроме этих 53 погибших еще более 350 получили телесные повреждения. Плюс на тот момент следствие еще не учитывало тех людей, кто получил психологическую травму, а таких было еще человек 150-200. Я считаю, это неправильно.
— Виновных наказали?
— Тогда поменялся уголовный кодекс, как раз в 2000-м году, и получилось так, что если новый кодекс отягчает вину, то применяется мягкая норма. В данном случае применялась старая норма закона. То есть им предъявили «халатность», — а это три года — а когда дело закончилось, как раз и сроки прошли. Но единственное, на чем сделали ошибку и Кондратин, и Русак — дело может прекратиться только по признанию вины. Они признали вину — и уголовное дело прекратилось. Если бы они не признали вину, то уголовное дело рассматривалось бы в суде. Поэтому в будущем у граждан все равно будет оставаться возможность предъявить государству возмещение морального, материального вреда.
— То есть фактического наказания не понес никто?
— Да, никто.
— Какова была компенсация семьям пострадавших?
— Мы также пытались добиться того, чтобы семьям каждой жертвы выплатили по 53 тысячи долларов через гражданский процесс. Ответчиками были и организаторы мероприятия, и государство. Мы рассчитали это из союзной практики, а случай был редкий, но нам тогда отказали. Мотивация была простая: мы, мол, вам там гробы купили, цветы даем, еще там что-то, по мелочи. Организаторы - пивзавод «Оливария», радиостанция «Мир» и продюссерский центр ООО «Класс-клуб ДК» - вообще никакой компенсации родственникам, даже моральной, не принесли. А ведь они могли, и нужно было.
— Помнят ли об этих семьях сейчас?
— Уже лет 10 такого я не слышал.
— То есть о них все забыли?
— Да. А судьба такова, что к сегодняшнему моменту уже умерли родители около 10 пострадавших. И у некоторых были единственные дети — вот что еще проблема.
— То есть пострадавших от трагедии с каждым годом становится все меньше?
— Верно. Я еще тогда с ними встречался… На сегодняшний день людям от 57 лет и выше.
— Сделали ли власти для семей хоть что-то стоящее?
— Еще мы тогда с родственниками добивались того, чтобы установили часовню. С властью был жесткий разговор: мы не собирались тогда снимать эти портреты жертв со стен, но власти нас уговорили, пообещав нам небольшую часовню на месте трагедии. А потом на месте часовни они сделали только памятный знак. Конечно, люди были расстроены.
— А ведь это был как раз православный праздник…
— Да, это была Троица, надо не забывать. И сейчас задают вопрос: а где власти были? Я говорю на будущее, что в случае таких массовых праздников нужно помнить о двух вещах. Во-первых, их нельзя проводить в городе. А если они со спиртным, то это вообще «труба». А если день попадает на какой-то православный праздник, то вообще нужно куда-то подальше за город, чтоб не богохульствовать. А во-вторых, нужны специальные подразделения, которые сумеют работать в экстремальной ситуации. Не просто разгонять толпу, а правильно ее разбить, вывести, оказать помощь.
— Как вы считаете, извлекла ли власть какие-нибудь уроки из произошедшего?
— У нас идет такая текучка милицейских кадров, что если даже и выучить кого-то, то люди уходят, приходят… Я думаю, велись какие-то программы, но, честно говоря, я, общаясь с кем-то из правоохранительных органов, не вижу каких-то подвижек. Это должно быть на высоком профессиональном уровне.
— Недавно были какие-то учения в метро, может, там учили этому?
— Да, это было в прошлом году и возмутило многих людей, потому что снова в метро собирали толпы, фактически, повторяли прежние ошибки. Была и суматоха, и давка. Одно дело оппозицию гонять, а совсем другое — когда милиция сталкивается с неуправляемой толпой. В милиции постоянно кто-то уходит на пенсию, кто-то увольняется, а обучение должно вестись постоянно. Я предлагаю людям просто не собираться на таких мероприятиях, потому что я не уверен, что правоохранительные органы могут обеспечить безопасность. Про это уже давно люди пишут в интернете, стараются не отпускать детей… И это правильно.