30 мая на сцене Государственного музыкального театра прошла премьера нового мюзикла «Дубровский». А накануне на генеральном прогоне и пресс-конференции побывал ваш корреспондент и немало удивился услышанному и увиденному.
Новый мюзикл, который включён в репертуар театра, был представлен исключительно силами студентов Государственного университета культуры и искусств Беларуси. Как подчеркнул во время пресс-конференции ректор ВУЗа Юрий Бондарь, такая форма работы — это новая концепция деятельности университета, направленная на то, чтобы ещё в стенах учебного заведения студенты получали опыт практической работы на профессиональной сцене. И это стало для них большой школой. Особенностью этого спектакля стало то, что он был поставлен без привлечения бюджетных средств
Сам мюзикл «Дубровский» был написан давно сложившимя творческим дуэтом композитора Кима Брейтбурга и либреттиста Карена Кавалеряна, причём «Дубровский» — это уже второе их произведение, которое значится в афише нашего театра. Первым был мюзикл «Голубая камея», который стал продолжением знакомства его авторов с певицей Ириной Дорофеевой. Она вскоре стала заведующей кафедрой искусства эстрады БГУКИ, и поэтому около 4 месяцев назад была принята идея постановки «Дубровского» силами исключительно студентов этого ВУЗа.
Впервые этот мюзикл был поставлен на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии, где значится в афише и по сей день. Для минской премьеры были внесены некоторые изменения, в частности, в сюжет была введена роль рассказчика. В процессе подготовки спектакля были проведены кастинги, в результате которых на роли исполнителей партий были отобраны кандидатуры для двух составов труппы. Участниками танцевальных групп и оркестра также стали студенты университета. В результате на сцене профессионального театра в отдельных сценах присутствовала около 100 исполнителей, которые всего только учатся профессии. Промоция будущей премьеры опять же легла на плечи студентов, которых один из продюсеров постановки Юрий Савош нацелил на активное использование возможностей интернета, чего ранее в практике самого театра не наблюдалось.
Автор музыки Ким Брейтбург на пресс-конференции подчеркнул:
— Процесс подготовки спектакля был беспощадным, без всяких скидок на возраст и уровень подготовки исполнителей. При этом я не знаю ни одного такого случая, когда столь масштабный проект был осуществлён силами учащихся только одного ВУЗа. За что я очень признателен его руководству.
А ещё композитор отметил, что данная постановка не преследовала цели заработка для его авторов. Во главу ставился исключительно творческий интерес, хотя, как он не отрицал, авторские за показ мюзикла будут поступать.
Данная постановка является при этом с технической стороны чем-то новым для нашего музыкального театра. Большое количество задействованных исполнителей ставит и новые проблемы. В частности, пульт звукорежиссёра был использован полностью: все 40 возможных каналов были в работе, но для «Дубровского» это оказалось мало. Ведь только вокальных микрофонов-гарнитур использовалось 18 штук, в связи с чем показ спектакля сопровождался некоторыми чисто звукорежиссёрскими «хитростями», без которых спектакль был бы попросту невозможным.
Необходимо отметить и то, что для показа «Дубровского» данная труппа оформляет аренду здания театра. А это значит, что вся оплата коммунальных услуг, аппаратуры, оборудования, а также расходы на пошив, в частности, костюмов коллектив постановщиков взял на себя. При этом ректор БГУКИ Юрий Бондарь сказал:
— Надеемся на то, что спектакль станет самоокупаемым. И если это случится, то участники его показов смогут получать какие-то прибавки к стипендиям.
Кстати говоря, уже предусмотрен показ «Дубровского» в Бобруйске, будет представлен мюзикл и в программе «Славянского базара» этого года, поскольку создавался спектакль в рамках совместного культурного проекта Союзного государства. Ближайшие его премьеры состоятся 7 и 8 июня.
Сам генеральный прогон премьерного спектакля, честно говоря, порадовал даже при учёте того, что чуть ли не половину мест в зале занимали студенты БГУКИ, которые взрывались эмоциями буквально после каждого номера.
Удивило музыкальное решение спектакля, когда оркестр находился на сцене, а основное действие разворачивалось за спиной дирижёра. Понятно, в таких условиях работать исполнителям было непросто, как и очень непросто было им исполнять партии, написанные для, понятно, уже опытных, профессиональных вокалистов. С этой точки у студенческих «прим», понятно, ещё есть над чем работать, как и над чисто актёрскими моментами. Вместе с тем по энергетике подачи материала, синхронности движений танцевальных групп, общей заряженности на успех всего дела участники постановки, честно говоря, приятно порадовали. Вплоть до того, что данная постановка может подстегнуть штатный коллектив театра к пересмотру некоторых позиций как в репертуаре, так и в общей политике театра.
Жаль одного: при таком активном подходе подготовки специалистов в области музыкального театра сам БГУКИ не имеет собственной сцены, поскольку премьера «Дубровского» продемонстрировала, что именно такой принцип обучения профессии наиболее действенный и перспективный.