Студент историк добивается возвращения добычи «черных археологов».
Эта история началась в сентябре 2013 года, когда во время Дня белорусской письменности, проходившего в Быхове, Краеведческий музей Мстиславля представил доспехи рыцаря Великого Княжества Литовского конца XV — начала XVI века, найденные на дне реки Вихры, пишет «Историческая правда».
Тогда на эти раритеты обратил внимание минчанин Андрей Радков.
Оружие «ушло» на Восток
В конце лета прошлого года об этих уникальных артефактах активно рассказывали белорусские СМИ. И не удивительно: в наших музеях крайне мало аутентичных предметов вооружения и экипировки средневековых воинов. Но, как оказалось, летом 2013 года в Мстиславский музей были переданы не все предметы, найденные на речном дне. Часть из этих уникальных вещей все же была вывезена в Россию.
«К сожалению, оружие литвина стало добычей «черных археологов». Вскоре, после обнаружения артефактов на одном из российских интернет—аукционов был выставлен меч воина ВКЛ», — рассказывает Андрей.
Студент БГУ занялся поиском информации, касающейся этой истории. Оказалось, что кирасы и другие части рыцарского снаряжения сдали в музей местные «любители древностей». Андрею удалось разыскать этих «краеведов» и те сообщили, что артефакты были обнаружены дайверами из России.
Место для своих «изысканий» гости с Востока выбрали не случайно. Дело в том, что в устье реки Вихры на протяжении последних нескольких десятилетий постоянно находят различные элементы доспехов и снаряжения рыцарей эпохи Великого Княжества Литовского.
Нету тела, нету дела?
Вместе с латами и оружием были обнаружены и останки воина ВКЛ. «Черные копатели» просто вытряхнули кости из кирасы и, сложив их в мешок, закопали. Вскоре Андрею Радкову стало известно место повторного захоронения рыцаря и после «эксгумации» содержимое пакета было передано в Музей истории города Могилева. Также удалось установить, что фото меча (с интернет-аукциона), вывезенного в Россию, и других доспехов были сделаны одной камерой и, более того, во дворе частного дома белорусского «любителя древностей», того самого, который и принес часть находок в музей Мстиславля.
«Главное, что я хотел — это получить контакты россиян, которые вывезли белорусские раритеты за пределы нашей страны. Я не следователь, и не прокурор. Оценку действиям этих людей должны давать правоохранительные органы. Мне же нужны были контакты «черных археологов», чтобы обсудить возможность возвращения меча, а также двух боевых топоров и копья в Беларусь. Ведь это наши культурные ценности и являются для нас, белорусов важнейшими памятниками прошлого», — отмечает Андрей.
После того, как минский студент обратился в милицию и сообщил правоохранителям о данной истории, местных «краеведов» удалось «разговорить», и те признались, что оказывали помощь «партнерам» из России. Впрочем, вскоре студент Андрей получил письмо из мстиславской милиции, в котором сообщалось, что проверка по факту его обращения ничего не дала и, в связи с этим, прекращена.
Что делать?
Наш «Индиана Джонс» не собирается сдаваться. Им подано второе заявление, уже в Могилевское областное управление милиции. «К сожалению, белорусское законодательство в сфере охраны историко-культурных ценностей слишком не совершенно. Жаль, что вот так, какие-то люди могут приехать из соседней страны, забрать белорусский памятник и, пользуясь тем, что между Беларусью и Россией нет границы, вывезти раритет к себе.
Все разговоры о необходимости сохранения белорусских археологических памятников, к сожалению, до сих пор остаются разговорами. А ведь выход из ситуации есть. Нужно просто ввести лицензирование частной поисково-археологической деятельности. К тому же, стоило бы проводить аттестацию тех, кто хочет заниматься археологией.
Вы же не можете прийти с улицы и заняться хирургией. Для этого нужно учиться 6 лет, потом интернатура и т.п. История и археология -– это тоже сложные науки, в которых без специальной подготовки делать нечего. Здесь должны работать профессионалы. В официальный реестр внесены далеко не все археологические памятники Беларуси, поэтому наша страна рискует потерять значительную часть своего культурного наследия. Я очень надеюсь, что необходимая законодательная база в Беларуси все же будет принята», — подчеркивает Андрей Радков.
Но есть в этой истории и еще один нюанс. «Мы обращались в Министерство обороны с просьбой помочь похоронить воина ВКЛ с должными почестями. В конце концов, он ведь погиб в бою за Отечество. К тому же, в Беларуси нет ни одного мемориала средневековым воинам. Но военные чиновники пока разводят руками. Они не знают, как оформить останки рыцаря времен Великого Княжества Литовского. Я надеюсь, что ситуация будет решена в положительную сторону. В противном случае, будем хоронить защитника Мстиславля за собственные средства», - говорит минский студент.
Остается надеяться, что усилия Андрея Радкова не пройдут бесследно и эта история закончиться возвращением украденных из Беларуси раритетов эпохи ВКЛ. К тому же нашему государству стоило бы серьезно задуматься над проработкой законодательства в сфере защиты отечественных историко-культурных и археологических ценностей. Искренне хотелось бы, чтобы артефакты белорусской истории оставались на Родине.
С большой долей уверенности можно говорить, что найденные останки принадлежали рыцарю, погибшему при защите Мстиславля от войск Московской державы во время боевых действий в 1502 году. Сражение произошло 4 ноября. Московский князь объединился с крымским ханом и выступил против Великого Княжества Литовского. На пути захватчиков с Востока встали мстиславские рыцари.
Битва была жестокой и кровопролитной. Мстиславль отстояли, но за это заплатили высокую цену: потери войск ВКЛ составили почти семь тысяч воинов.