Пивоваренная отрасль переведена на ручной режим управления.
Почти два месяца прошло со дня памятного совещания у Лукашенко по развитию пивоваренной отрасли. Приходится констатировать, что отрасль за истекшее время была переведена на ручной режим управления. По сведениям издания, административные меры коснулись как импортеров, так и производителей ячменного напитка. Однако финансовое состояние государственных пивоваренных компаний доказывает, что ручной режим управления предприятиями не способен генерировать прибыль.
Убытки взлетают, инвесторов посылают
На этой неделе стало известно о том, что «Брестское пиво», один из старейших производителей пива в Беларуси, направил в экономический суд Брестской области документы об экономической несостоятельности. Накопленная кредиторская задолженность и задолженность по оплате труда достигли масштабов, которые не позволяет предприятию нормально работать.
По имеющейся информации, принятое решение направлено на оздоровление финансового состояния брестского предприятия.
«В данном случае речь идет о санации. Заморозить долги и дать предприятию работать с чистого листа — вот цели той процедуры, которая сейчас началась», — пояснил собеседник, знакомый с реальным положением дел в «Брестском пиве».
Финансовые проблемы на брестском предприятии были очевидны давно, и поэтому события последних дней не стали большой неожиданностью для участников пивного рынка.
Пивоваренные компании, принадлежащие государству («Криница», «Брестское пиво»), в последние годы стремительно утрачивали свои позиции на внутреннем рынке, и финансовые проблемы, связанные с этим, рано или поздно должны были оголиться.
Так, доля «Криницы» в общем объеме реализации белорусского пива на внутреннем рынке сократилась с 41,2% в 2007-м до 23,8% в 2013-м, доля «Брестского пива» — с 8,6% в 2007-м до 3% в 2013-м. На фоне падения рыночной доли ухудшалось финансовое состояние предприятий. Информация об этом вызывала настолько большое раздражение в госорганах, что в середине 2013 году сведения о производственных показателях пивоваренных предприятий перестали средствам массовой информации предоставлять.
Однако завеса секретности не улучшило финансовое положение государственных пивоваренных предприятий, а лишь на время скрыла имевшиеся у последних проблемы от глаз общественности.
Результаты работы акционерных обществ за 2013 год, которые на этой неделе опубликовало Министерство финансов, свидетельствуют о том, что прошлый год государственные пивоваренные компании завершили с большими убытками. Так, убыток «Брестского пива» по итогам 2013 года составил 37,6 млрд. рублей, а «Криница», мощности которой существенно выше, сгенерировала убыток в минувшем году еще больше — 69,3 млрд. рублей.
Показатели деятельности государственных пивоваренных компаний в 2008-2013 гг.
(чистая прибыль «+», убыток «-», в млрд. рублей)
Источник: данные Министерства финансов
Как видим, финансовое положение государственных пивоваренных компаний изменялось в последние годы не в лучшую сторону, и для такого развития событий были объективные причины.
В прошлой пятилетке на белорусский рынок вышли крупные международные игроки (Carlsberg, Heineken, Olvi), которые вкладывали серьезные инвестиции в продвижение своих продуктов на внутреннем рынке Беларуси. В то же время государственные пивоваренные компании главное внимание уделяли увеличению своих мощностей (за счет кредитных ресурсов).
В результате мощности увеличились, а загрузить оказалось их нечем из-за проблем с реализацией продукции. Во время апрельского совещания с участием Александра Лукашенко было объявлено, что мощности «Криницы» задействованы только на 55%.
По мнению экспертов, будущее госпредприятий будет зависеть от того, в какой степени государственным производителям пива удастся решить проблемы, связанные с реализацией продукции.
«Технология производства продуктов питания, в том числе пива, — стандартная, здесь сложно чем-то удивить. Самое главное — маркетинг, умение продавать. Наши государственные служащие зачастую не умеют продавать, привыкли к тому, что их продукцию силой на полки поставят», — говорит директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.
Эксперт обращает внимание, что международные компании (Carlserg, Heineken, Olvi), имеющие активы в Беларуси, стали в свое время с целью завоевания белорусского рынка активно выводить на рынок Беларуси международные пивные бренды. Как результат, учитывая большое внимание продажам и маркетингу, сегодня белорусские производители, принадлежащие международным компаниям, не испытывают больших проблем с продажами выпускаемой продукции.
Разговоры о приходе инвесторов, которые помогут государственным предприятиям решить вопросы с продажами, ходят давно. Однако до сих пор пакеты акций государственных пивоваренных компаний никому не были проданы, хотя соответствующие предложения со стороны стратегических инвесторов существуют.
«Инвесторы стучаться сегодня в двери, но им не открывают», — констатировал представитель государственной пивоваренной компании.
В то же время эксперты пивного рынка считают, что стратегического инвестора на государственные предприятия нужно было привлекать еще вчера.
«Самостоятельно в жестких условиях конкуренции, роста акцизов, налогов и не очень быстрого роста благосостояния граждан обеспечить рост продаж государственным компаниям будет сложно», — отметил бывший топ-менеджер пивоваренной компании Беларуси.
Наблюдатели предполагают, что без прихода инвесторов на государственные предприятия вывести последние на прибыльную работу будет проблематично.
«Почему государственные пивоваренные предприятия работают убыточно? Потому что вовремя они не были проданы инвесторам, хотя реальные предложения были. Государственная система управления пивоваренными предприятиями неэффективна, привлекать инвесторов туда нужно как можно скорее», — полагает управляющий партнер белорусского офиса консалтинговой компании Civitta Даниэль Крутцинна.
Соглашение, от которого нельзя отказаться
Вместе с тем, по информации из разных источников, предложения исполкомов и ведомств о приватизации пивоваренных компаний пока не получили одобрения на высшем государственном уровне.
Более того, события последних двух месяцев свидетельствуют о явном стремлении не только сохранить, но и усилить государственный контроль над пивным рынком страны. В апреле, вскоре после совещания по развитию пивоваренной отрасли с участием Лукашенко, фуры с украинским пивом стали останавливать на белорусско-украинской границе.
В мае было введено лицензирование импорта пива, однако пока украинские производители ячменного напитка так и не получили разрешения на ввоз своей продукции на территорию Беларуси.
В Киеве не согласны подписывать соглашение с белорусской стороной о минимальных ценах на свою продукцию, так как это приведет к резкому подорожанию украинского пива на рынке Беларуси.
Как следствие, на сегодняшний день в Беларусь пиво ввозится только из России (импорт из стран создаваемого Евразийского экономического союза белорусская сторона остановить не может), а также из Чехии, Германии, Ирландии (ячменный напиток из перечисленных стран достаточно дорог и не составляет конкуренцию белорусским производителям).
Надо сказать, что административный ресурс коснулся в последние месяцы не только импортеров украинского пива, но и производителей белорусского пива. Последним, как удалось выяснить, было предложено… подписать соглашение о взаимодействии с концерном «Белгоспищепром».
В рамках документа белорусским производителям было предложено взять разные обязательства — по объемам производства, экспорта, по инвестициям, а также по обеспечению прибыльной работы.
Данное соглашение стало закономерным следствием апрельского совещания по развитию пивоваренной отрасли, во время которого Александр Лукашенко поручил пивоварам обеспечить прибыльную работу на рынке.
Отечественные пивовары только «за» работать прибыльно, но вот брать письменные обязательства по данному вопросу безо всяких оговорок в белорусской действительности достаточно сложно. Хотя бы потому, что ситуация на валютном рынке, которая напрямую влияет на любой белорусский бизнес, является в Беларуси непредсказуемой.
Отдельные пункты соглашения и вовсе посягают на права акционеров распоряжаться прибылью. В частности, соглашение предполагает, что производители определенную часть заработанной прибыли должны в обязательном порядке реинвестировать. С одной стороны, так оно сейчас и происходит, с другой, решение таких вопросов — прерогатива акционеров, и непонятно, почему у последних свободное право распоряжаться прибылью должно быть отнято.
В общем, неудивительно, что редакцию соглашения о сотрудничестве, которую пивоварам предложил подписать «Белгоспишером», производители ячменного напитка выразили желание подкорректировать.
По сведениям издания, на сегодняшний день далеко не все производители пива подписали предложенный вариант соглашения. Но, в конечном счете, свою подписать под соглашением поставить придется. Методы уговаривания непокорных в арсенале государства имеются разные, в том числе весьма экзотические, поэтому конфликтовать с властями вряд ли кто захочет.
Вместе с тем, появление вышеназванного документа — подтверждение того, что попытки управлять пивной отраслью административными методами продолжаются. В свое время схожим образом (административно, путем доведения директивных показателей) пытались управлять государственными пивоваренными предприятиями. Результат такой политики можно увидеть в отчетности Минфина, которую мы привели выше.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»