Беларусь обязали допустить МАГАТЭ к проекту Островецкой АЭС.
Беларусь пыталась блокировать предложения ЕС, которые предусматривают приглашение МАГАТЭ к сотрудничеству с Беларусью для оценки выбора площадки Островецкой АЭС, а также к изучению проектирования и эксплуатации станции. Из-за упорства белорусского представителя пришлось проводить тайное голосование, результаты которого обязывают власти Беларуси провести нежеланные процедуры.
Предложения допустить МАГАТЭ к анализу проектирования первой белорусский атомной электростанции были приняты на совещании сторон конвенции Европейской экономической комиссии ООН (Эспоо) в Женеве 2—5 июня.
Помимо официальной белорусской делегации, в нем приняли участие активисты неправительственных организаций «Экоклуб», «Экодом», Greenpeace, Green Network. О подробностях БелаПАН сообщила эколог Татьяна Новикова, представлявшая общественное объединение «Экодом».
В результате из-за позиции белорусской делегации впервые за всю историю конвенции Эспоо решение совещания сторон, касающееся стороны-участницы и содержащее спорные для Беларуси предложения ЕС, было принято путем голосования. Процедура голосования предусмотрена механизмами принятия решений, однако никогда прежде не использовалась, поскольку все вопросы решались консенсусом, что является основным принципом ООН.
Глава официальной белорусской делегации, постоянный представитель Беларуси при международных организациях в Женеве Михаил Хвостов настоял на том, чтобы голосование было тайным, а в счетную комиссию вошли представители России и ВОЗ, которые не являются сторонами переговорного процесса. Специально для процедуры была сооружена импровизированная урна и распечатаны бюллетени.
В итоге голосования решение было принято со значительным перевесом голосов не в пользу Беларуси — 31 против 4. Данная процедура обязывает Беларусь признать и выполнить не нравящиеся ей пункты.
«Итог голосования был предопределен, поскольку у стран ЕС было больше трех четвертей голосов, независимо от процедуры голосования. Беларусь в один вечер потеряла имидж страны, которая серьезно относится к своим обязательствам», — так прокомментировал ситуацию эколог Андрей Андрусевич.
В свою очередь Татьяна Новикова считает: предложения ЕС были настолько мягкими и незначительными, что радикальное поведение белорусской делегации не имело под собой никаких оснований.
«Требование тайного голосования по вопросам, один из которых Беларусь сама день назад лоббировала (признание факта принятия окончательного решения о строительстве Белорусской АЭС), а другой соответствовал штатному пиару белорусских атомщиков и был связан с миссией МАГАТЭ, имело двоякий результат», — отметила она.
«Мое глубокое сожаление вызывает тот факт, что официальная Беларусь показала свою несговорчивость и несерьезность, публично перечеркнув свои позитивные достижения, которые ранее проявились в частичном исполнении рекомендаций Комитета и улучшении законодательства. Другой итог подобного поведения — дискредитация идеи строительства АЭС на международном уровне, скорее, позитивен для Беларуси, поскольку реализацию этого опасного проекта нужно остановить как можно раньше», — подчеркнула Новикова.
Между тем Михаил Хвостов аргументировал действия официальной делегации Беларуси тем, что она не была готова к изменениям в проект решения, предлагаемый комитетом по осуществлению Конвенции Эспоо. В документе выражалась надежда на то, что дальнейшее разбирательство снимет вопросы к Беларуси по поводу неисполнения Конвенции.
Беларусь ратифицировала конвенцию Эспоо об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 10 ноября 2005 года. 16 июня 2011-го Комитет по осуществлению конвенции Эспоо принял жалобу Литвы на Беларусь по поводу несоблюдения Конвенции при строительстве АЭС. С 2009 года Комитет вел разбирательство по строительству Белорусской АЭС в соответствии с жалобой украинской общественной организации «Экоклуб».