Визит Александра Лукашенко в Украину еще раз подтвердил двойственность позиции официального Минска по отношению к Москве и к Киеву. Однако в такой геополитической "раскорячке" белорусские власти не одиноки.
А потому Москве стоит всерьез задуматься, есть ли у нее союзники в принципе.
После инаугурации нового украинского президента Петра Порошенко, приехавший на торжественную церемонию в Киев белорусский президент Александр Лукашенко вышел к журналистам и сказал много правильных слов по поводу событий в Украине и отношения к ним в нашей стране. В частности, белорусский руководитель заверил, что "никаких сил против Украины в Беларуси не размещалось и не будет". Он также отметил, что "Украина должна быть единым, целостным государством.
И будет таким", а "боевиков, которые воюют против украинцев, надо уничтожать". Что касается так называемых самопровозглашенных республик, Лукашенко предположил: "По-моему, вы эти образования образовали, прежде всего, в средствах массовой информации. Чтобы это были по-настоящему республики, надо чтобы там в сердце и в мозгах каждого человека сидела эта идея. Думаю, там немного таких сторонников".
Все эти заявления украинские СМИ разобрали как горячие пирожки на цитаты. Российские медиа также попытались донести основные посылы Лукашенко до своих читателей, но гораздо в более обтекаемой форме. В результате в Украине, без сомнений, популярность белорусского президента возросла, а у пророссийских интернет-троллей случился очередной припадок. Ведь не далее, как 1 апреля на встрече с российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным Лукашенко обещал: "В любой ситуации мы будем с Россией". "В силу исторического прошлого, того, что мы реализуем единый проект Союзного государства, связаны соглашениями с Российской Федерацией, мы будем с Россией, и надо прекратить всякие спекуляции", - заявил Александр Лукашенко 23 марта. Тогда же он пообещал, что Беларусь будет проводить взвешенную политику, "но если встанет вопрос, мы будем с Российской Федерацией", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Можно, конечно, иронизировать, что белорусский президент хорошо чувствует аудиторию и говорит людям то, что от него хотят услышать. Однако заявления Лукашенко о сохранении целостности Украины звучат не первый раз, что свидетельствует о довольно четкой позиции по украинскому вопросу. А то, что данные речи не совпадают с заявлениями российского руководства, настаивающего на федерализации Украины – совершенно не значит, что Минск готов что-то делать вопреки пожеланиям Москвы. В конце концов, Лукашенко и Путин одинаково говорить не договаривались.
Кроме того, Минск очень заинтересован в сохранении и приумножении своего присутствия на украинском рынке, особенно в условиях снижения белорусского экспорта в России. Об этом, кстати, Александр Лукашенко также заявил в Киеве. Он выразил надежду на увеличение товарооборота Беларуси с Украиной в два раза – до 15 млрд долларов.
В свете российско-украинского конфликта Беларуси реально "светит" получить часть российских заказов, ранее размещаемых в Украине (об этом, кстати, уже сообщал Дмитрий Рогозин), а также заполнить ниши российских товаров на украинском рынке. В результате от противостояния соседей Беларусь может получить ощутимый экономический эффект.
Что же касается позиции "и вашим, и нашим", в которой застыл официальный Минск, пытаясь дружить и с Москвой, и с Киевом, то такая позиция очень распространена у многих руководителей государств и называется "дипломатией". Например, приглашение Владимира Путина в Нормандию, можно трактовать по-разному. Так во Франции и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель назначили встречи с российским президентом, несмотря на общую договоренность европейских лидеров не вступать с ним в диалог до тех пор, пока Россия не изменит свою политику по отношению к Украине.
Впрочем, вряд ли данные встречи изменят отношение к России. К слову, в сложившейся ситуации демонстрация уважения к Киеву также свидетельствует, что с Украиной из-за Москвы никто ссориться не собирается. Скорее, большинство стран хотят сохранить паритет отношений.
Как отмечают "Ведомости", на инаугурации Петра Порошенко европейские структуры были представлены на высоком уровне: на церемонии присутствовали председатель Совета Европы Херман ван Ромпей, глава ОБСЕ Дидье Буркхальтер, генеральные секретари этих организаций.
"Показателен и уровень представительства соседних государств и стран бывшего СССР. В Киев прибыли президенты или премьер-министры шести из семи стран, с которыми граничит Украина: Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии, Польши и Беларуси. Казахстан, Азербайджан и Грузию представляли премьер-министр, председатель парламента и президент — вторые лица по табели о рангах в перечисленных государствах. Все они пытаются поддерживать баланс между стремлением не сердить Москву, раздраженную событиями на Украине, и желанием выстроить хорошие отношения с новым руководством.
Даже ближайшие союзники Путина Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко не вполне поддерживают позицию России", - отмечает издание.
Но, похоже, это в России предпочитают не замечать. А значит и развивающейся проукраинской риторике Александра Лукашенко удивляться не стоит.