В деле об убийстве российской журналистке есть показания гражданина Беларуси.
9 июня Московский городской суд на основании вердикта присяжных вынес обвинительный приговор по делу об убийстве в октябре 2006 года обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Журналистка была застрелена в лифте своего дома в центре Москвы (Лесная улица, дом 8) 7 октября 2006 года (в день рождения Владимира Путина). Сотрудники милиции нашли пистолет Макарова и четыре гильзы рядом с телом, пишут «Белорусские новости».
В день своего убийства Анна Политковская собиралась передать в редакцию объемную публикацию о практике пыток, применяемых чеченскими властями.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета России, собранные следствием доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении пяти соучастников убийства Анны Политковской: Лом-Али Гайтукаева, его племянников — братьев Рустама, Ибрагима и Джабраила Махмудовых и Сергея Хаджикурбанова.
Следствием и судом установлено, что Гайтукаев являлся организатором преступления. Именно он создал в 2006 году организованную группу, в которую вошли другие обвиняемые, а также сотрудник милиции Дмитрий Павлюченков.
Гайтукаев руководил группой вплоть до его задержания за организацию покушения на убийство украинского бизнесмена Геннадия Корбана, за что он был осужден и отбывает наказание. В дальнейшем Гайтукаев контролировал действия участников группы в телефонном режиме, находясь в местах лишения свободы. В Москве же организацию преступления осуществлял Сергей Хаджикурбанов.
Соучастники тщательно планировали убийство журналистки, приобретали оружие, согласовывали свои действия друг с другом. Получив от Павлюченкова информацию о месте жительства потерпевшей, 7 октября 2006 года братья Махмудовы расположились на пути ее следования. Увидев потерпевшую за рулем автомобиля, Ибрагим Махмудов сообщил об этом своему брату Джабраилу, а тот в свою очередь Рустаму, который вошел в подъезд дома, где проживала Политковская и стал дожидаться ее прибытия.
Когда журналистка вошла в лифт, Рустам Махмудов произвел в нее несколько выстрелов из пистолета. Орудие преступления было оставлено на месте происшествия. После этого соучастники скрылись.
Приговором суда Лом-Али Гайтукаеву назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, Рустаму Махмудову — пожизненного лишения свободы, Ибрагиму Махмудову — 12 лет лишения свободы, Джабраилу Махмудову — 14 лет лишения свободы и Сергею Хаджикурбанову — 20 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.
Уголовное дело в отношении Дмитрия Павлюченкова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, было выделено из уголовного дела об убийстве Анны Политковской. Приговором суда Павлюченкову назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заказчик убийства журналистки до сих пор не установлен.
В ходе судебного следствия были озвучены показания гражданина Беларуси Олега Голубовича, который был лично знаком с полковником милиции Павлюченковым.
Подробности дела с участием Голубовича освещал портал Право.Ru.
Будучи заключенным в 2007-2008 годах по делу о краже, Олег Голубович оказался в одной камере с ныне журналистом, а тогда активистом партии Лимонова Романом Попковым. После того, как они оба освободились, общение продолжилось.
В 2010 году, когда были арестованы Хаджикурбанов и братья Махмудовы, Голубович в панике позвонил Попкову, памятуя о его связях с «Новой газетой», и попросил передать редакции, что он готов дать показания в обмен на гарантии безопасности.
К следователям знакомый Павлюченкова идти не хотел ни в какую, лишь позднее дал официальные показания Следственному комитету. Больше всего он боялся Гайтукаева, о котором в итоге даже отказался подробно рассказывать.
Попков связал Голубовича с замом главреда «Новой газеты», шеф-редактором отдела расследований Сергеем Соколовым. Ему свидетель доверился, но просил обеспечить ему в обмен на информацию выезд за пределы России. Редакция вывезла его в Украину, и там летом 2010 года в Симферополе был проведен адвокатский допрос под видеозапись.
На видео Голубович рассказывал, что с Дмитрием Павлюченковым его познакомил Анатолий Тихенко, земляк из Беларуси, у которого он подрабатывал в автосервисе в Люберцах. Еще раньше Голубович был знаком с Червони Оглы (он занимался, вспомнил свидетель, перепродажей квартир), вместе с которым они в итоге помогали Павлюченкову — возили его на машине, выполняли поручения. Знаком и с сослуживцами Павлюченкова.
В августе 2006 года Павлюченков предложил ему и Оглы «поработать по журналистке», фамилия не произносилась, говорил, что живет на улице Лесной. Голубович отказался. Предложение звучало несколько раз. В тот же период времени Голубович слышал, как Оглы созванивался при нем с неким Наилем, ему они должны были передать «ерунду с тишиной» (пистолет с глушителем). Голубович понял, что это киллер и подробнее это знать не хотел.
В августе 2006 года Голубович вместе с Оглы подвозили Павлюченкова в район станции Беговая, там Павлюченков забирал глушитель для оружия. После чего ездили отдавать все Наилю, (Рустам Махмудов, племянник Лом-Али). С Наилем Голубович встречался еще несколько раз — передавал ему два раза по 3000 долларов от Павлюченкова.
После убийства Павлюченков, по воспоминаниям Голубовича, сильно нервничал, начал пить, говорил, что боится Хаджикурбанова, что после того, как отработал журналистку, не знает, что будет, что это громкое дело. Заказчик может убрать организаторов. Боялся, что Оглы может его выдать. Сказал Голубовичу удалить «чисто отработавшего» Наиля из записной книжки. Все в голове связалось, когда увидел репортажи по телевизору. Голубович рассказал, что Павлюченков предлагал ему и Оглы убить Гайтукаева…
В письме, которое Олег Голубович передал в суд через Сергея Соколова, он просил показать записи с его допросами, а также отказывался лично присутствовать в суде — он не мог покинуть территорию государства, в котором сейчас живет, из-за получения политического убежища.