Вице-премьер Петр Прокопович продолжает учить предпринимателей, как надо работать.
На этот раз перед малым и средним бизнесом поставлена двойная задача: завоевать внутренний рынок и создать условия для наращивания экспорта.
Бывший главный банкир давно является главным идеологом предпринимательского движения в Беларуси. Уже не раз с его уст сыпались советы белорусским предпринимателям, в каком направлении необходимо развиваться. Вспомнить хотя бы его слова на заседании Совета по развитию предпринимательства в Беларуси в августе прошлого года: «Чтобы конкурировать на рынке и обеспечить там себе место, мы уже сегодня должны продавать на экспорт 65% всей производимой продукции, а завтра - 85%». И хотя в правительственных кругах поговаривают, что именно Петр Прокопович ратует за интересы бизнеса на самом высоком уровне, все-таки в первую очередь он является транслятором реакционной экономической политики правительства.
Экономическим властям не удается выстроить долгосрочную стратегию развития страны, поэтому все принимаемые решения обычно являются реакцией на какие-то события. Когда Прокопович во время выездного совещания-семинара по вопросам развития малого и среднего предпринимательства 28 мая ставил задачи бизнесменам, он фактически решал проблемы экономики, являющиеся последствиями проводимой экономической политики.
На казенных дрожжах
Объявленная еще в 2011г. политика директивного повышения доходов привела к тому, что зарплата в рублях в номинальном выражении с начала 2012г. по сегодняшний день выросла в 2 раза, в пересчете на доллары США - на 70,6%. Безумный рост, учитывая, что ВВП страны за 2012г. прирос на 1,5% по сравнению с прошлым годом, в 2013г. - всего на 0,9%, а в т.г. показывает неустойчивые 1,1% за 4 месяца. Попросту говоря, белорусам раздали в два раза больше ложек, а вот пирог, который подвергается дележке, увеличился всего ничего.
Фактически в Беларуси искусственно создан дополнительный спрос, который необходимо было чем-то утолить. Предложения белорусских товаров не хватало, а их качество скорее отталкивало, чем привлекало. Поэтому белорусы переориентировали свои предпочтения на иностранные товары, что повлекло за собой рост потребительского импорта в страну и ухудшение основных показателей внешней торговли. Проблема была названа Прокоповичем парадоксом, хотя в этом нет никакого парадокса: «У нас получается такой парадокс: мы увеличиваем доходы населения, но поскольку не хватает белорусских товаров и услуг, вынуждены все время увеличивать импорт. Тем самым мы поддерживаем другие страны, других производителей, вывозим валюту из страны».
Чтобы решить эту проблему, Прокопович обратился за помощью к предпринимателям, попросив их производить как можно больше товаров для внутреннего рынка, а не ввозить их из-за пределов страны. «У нас на рынке еще значительная часть импорта. Особенно это касается непродовольственных товаров, которые составляют практически половину импорта. А все это мы можем делать сами», - заявил он на совещании 28 мая. Таким образом, заместитель премьер-министра старается увеличить пирог, который белорусы так усердно делят своими ложками, руками предпринимателей.
Сдали без боя
Внутренний рынок действительно сдан иностранным товарам без особого сопротивления. По данным Белстата, за 2013г. доля импортных товаров на потребительском рынке составила 32,9%, среди непродовольственных товаров - 79,3%. На белорусском рынке только 2,4% томатов отечественного производства, 5,8% радиоприемных устройств, 3,7% косметических средств для ухода за кожей, 10% телевизоров, 35,8% велосипедов, 28,3% обуви. Возникает вопрос: где продукция наших дотационных агрогородков, «Интеграла», «Белиты-Витэкс», «Горизонта», «Витязя», «Мотовело», «Марко» и «Белвеста»? Она вытеснена с рынка более качественной и недорогой продукцией из-за рубежа, которую проще привезти в Беларусь и перепродать, чем производить здесь.
Если бы Прокопович действительно хотел, чтобы в стране производились товары, которые могли бы конкурировать на внутреннем рынке с иностранными товарами, то он приложил бы максимальные усилия для проведения надежной макроэкономической политики. Во-первых, никто не будет заниматься организацией производства в стране, в которой не обеспечены права собственности. Во-вторых, создавать производство под непостоянный спрос, который искусственно поддерживается государством и в определенные моменты может удваиваться, а в некоторые - серьезно проседать, просто невыгодно. Когда предприниматель занимается бизнесом «купи-продай», у него меньше рисков прогореть в случае падения спроса, чем при производстве. Производство подразумевает, что у бизнесмена есть рынок сбыта и на этом рынке шоки случаются не с регулярным постоянством. Для производителя важна предсказуемость, а не хаотичность действий правительства и реакционная экономическая политика.
Еще один немаловажный фактор, который не позволит воплотить идеи Прокоповича в жизнь, - социальная леность белорусов. Хотя у белорусов есть капитал, который они могли бы направить на создание своего дела (на счетах в банках у физлиц Br116,1 трлн. накоплений, из которых Br75,2 трлн. в долларах США), они этого делать не будут. Ведь им проще ходить на свою обычную работу, где в среднем платят обещанные $500-600 в эквиваленте, а положив их на депозит, можно получить дополнительные 35-40% годовых. В такой ситуации даже не стоит задумываться о том, чтобы брать на себя предпринимательский риск. В Беларуси работает простое правило: если хочешь зарабатывать больше, стоит подождать, когда правительство объявит об очередном повышении зарплаты. Бывают огрехи, как в 2011г., когда кризисные явления в экономике снизили доходы населения почти в 2 раза, но ни одна система не бывает идеальной.
Поэтому пока в Беларуси не будет предсказуемой макроэкономической политики, а экономику будет лихорадить с традиционным постоянством, слова Прокоповича будут иметь только литературную ценность.
Антон Болточко, «Белгазета»