Руководство Белорусской государственной академии искусств лишило минчанина Антона Сивацкого права на образование.
Вот уже два года Антон после окончания художественного колледжа безуспешно пытается поступить в БГАИ. И дело вовсе не в том, что у молодого человека мало знаний или таланта и он не добирает необходимых для поступления баллов. У него просто отказываются принимать документы, не допуская таким образом к участию в конкурсе.
Между тем статья 49 Конституции РБ гарантирует всем гражданам страны "доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях".
Пытаясь добиться от руководства Академии искусств соблюдения Основного закона страны и отстоять свое конституционное право на образование Антон обратился в редакцию "Белорусского партизана", рассказав свою историю о том, как попал в список нежелательных абитуриентов БГАИ.
"Осенью 2008 года я поступил в Минский государственный художественный колледж. Обучаясь на специальности "Дизайн", я активно занимался творчеством: фотографировал, делал дизайнерские макеты, учился верстать сайты, рисовал баннеры.
Мои друзья и знакомые знали о моих способностях и часто просили и просят меня о помощи. Поскольку часть моего круга общения была общественными активистами, которые стремились помочь своей стране поменять что-либо к лучшему, я тоже хотел участвовать в полезных мероприятиях и ценность моя была в том, чем я люблю заниматься.
Я откликался на каждую просьбу. Рисовал баннеры, логотипы, делал фотоотчеты и разнообразные коллажи. Такие группы в социальных сетях как "Надоел нам этот Лукашенко", "ШОС", "Движение будущего", "РЧСС" и другие просили меня об услугах. И я с удовольствием помогал им", - пишет молодой человек.
Со временем творческая помощь переросла в гражданскую позицию. По словам Антона, в 2010 году он решил стать волонтером президентской предвыборной кампании, собирал подписи, стоял в пикетах. Но при этом никогда не переставал заниматься творчеством.
Пока учился в колледже, никаких проблем ни в связи с "не тем" творчеством, ни в связи с его "неправильной" гражданской позицией у Антона не возникало. Проблемы начались после того, как молодой человек решил продолжить образование в Академии искусств.
"В 2012 и 2013 годах я подавал документы в БГАИ (Белорусская Государственная Академия Искусств), где со мной произошло буквально следующее. Перед тем, как подать документы, я приходил к преподавателям в дни открытых дверей для консультации, показывал свои работы. И все преподаватели, и те, которые знали, и те, которые не знали меня, говорили, что я обязательно поступлю в академию.
После этого я готовился к экзаменам в приподнятом настроении, успешно сдал ЦТ и пошел подавать документы в БГАИ. Документы у меня принимал глава приёмной комиссии. Он сразу же отказался принимать документы, почему-то сославшись на большое количество абитуриентов, в другой раз просто проигнорировал меня и ушел. Когда я всё же попал к нему, он просмотрел мои документы, после чего заявил, что меня не допустят к экзаменам.
Вначале формально причина была в отсутствии паспорта, хотя у меня была нотариально заверенная копия. Чуть позже я пришел уже с паспортом, но тогда он заявил следующее: ""Молодой человек, я всё понимаю, но! Мы не пустим вас на экзамены!" На вопрос, почему, он только ответил, что так нужно" - продолжает свою историю Антон.
Молодой человек хоть и был шокирован таким повротом событий, но даже и подумать не мог, что это может быть как-то связано с его общественной деятельностью. В результате Антон решил на год забыть об учебе, но и через год история с поступлением повторилась, после чего он понял, что путь в Академию ему закрыт.
Наверное, это не сильно бы расстроило Антона, если бы такое же образование можно было бы получить в другом ВУЗе, однако его специальность "графика" и соотвествующие условия для ее получения есть только в БГАИ. В итоге получить в Беларуси высшее образование согласно своим способностям и интересам молодой человек не может.
И что остается? Идти на завод или уезжать из страны. И то, и другое Антон считает мрачной перспективой и пока надеется, что сможет отстоять свое право на образование, гарантированное ему Конституцией, чтобы учиться в родной стране.