Во время выступления 18 июня в Женеве на 26-й сессии Совета по правам человека ООН, спецдокладчик по ситуации в Беларуси Миклош Харашти заявил о «систематическом характере серьезных нарушений всех прав человека в Беларуси».
Спецдокладчик также отметил, что белорусский парламент является единственным в Европе законодательным органом, где не представлена оппозиция, пишет БелаПАН.
По словам Харашти, Беларусь — единственная в Европе страна, которая продолжает приводить в исполнение смертные приговоры. «В апреле две новые казни были секретно приведены в исполнение. Самим приговоренным к смертной казни, их родственникам и адвокатам не сообщается ни о запланированной дате казни, ни о месте захоронения тела», — констатировал спецдокладчик.
Он указал на усиление репрессий в Беларуси до и во время проведения в Минске чемпионата мира по хоккею.
Харашти заявил, что у него мало надежд на улучшение ситуации с правами человека в Беларуси и после президентских выборов 2015 года.
«Хроническое ограничение прав человека последние 15 лет приводило к повторению насилия, как правило, в период выборов и объявления их предопределенных результатов, — отметил спецдокладчик. — В ходе последней местной избирательной кампании в марте 2014 года в праве выбора гражданам было на практике отказано, так как 88% избирательных округов были безальтернативными».
Представители США и ЕС поддержали выводы Харашти, призвав власти Беларуси сотрудничать со спецдокладчиком и впустить его в страну. Они также потребовали немедленного освобождения и реабилитации всех белорусских политзаключенных, сообщает «Трибуна ООН».
Официальный Минск продолжает отказываться сотрудничать с Миклошем Харашти.
Как сообщил начальник главного управления многосторонней дипломатии белорусского МИД Юрий Амбразевич на брифинге в феврале, Беларусь в ближайшее время намерена подтвердить приглашение посетить страну для ряда спецдокладчиков Совета ООН по правам человека — по свободе СМИ, свободе религии, свободе судей, по торговле людьми и детской порнографии, по правам мигрантов, по насилию в отношении женщин.
Что же касается Харашти, то Амбразевич заявил: «Мы не считаем, что он может или способен вести конструктивный диалог с правительством Беларуси в силу специфических личностных качеств и предыстории вопроса». Представитель МИД напомнил, что учреждения поста спецдокладчика по ситуации в Беларуси «осуществлялось без согласия с белорусским правительством».