Власти продолжают тратить новые долги на выплату старых.
Об этом в интервью сайту charter97.org заявил известный белорусский экономист Леонид Злотников.
- Министерство финансов Беларуси и Банк ВТБ прорабатывают вопрос о предоставлении бридж-кредита объемом до 2 миллиардов долларов. Леонид Константинович, о чем идет речь, ведь в конце прошлого года Россия выделила Беларуси двухмиллиардный кредит, а в мае Путин пообещал Лукашенко дать в долг аналогичную сумму?
- Речь идет о том, что Россия еще в конце прошлого года пообещала выделить двухмиллиардный государственный кредит. А поскольку денег для этого не нашлось, то в срочном порядке коммерческий банк выдал 450 миллионов долларов. То есть в последний день декабря был выдан бридж-кредит, чтобы мы перебились, пока не будет государственного кредита. А теперь получается, что Россия опять не выдает обещанный государственный кредит. Поэтому Министерство финансов и Банк ВТБ прорабатывают предоставление нового бридж-кредита, хотя ранее была информация о том, что он будет выдан до середины июня.
- А на что пойдут все эти деньги?
- У нас кредиты уходят прежде всего на пополнение золотовалютных резервов. Это их главное направление. Но потом они, конечно, расходуются на возврат валюты по долгам государства. И если все это обобщить, то можно сказать, что эти деньги уходят на то, чтобы покрывать долги всех субъектов хозяйствования.
- То есть власти возвращают старые кредиты за счет новых?
- Именно так – государство отдает долги за счет долгов.
- А каково состояние золотовалютных резервов на данный момент? Есть, о чем волноваться?
- Если взять в свободно-конвертируемой валюте, то где-то 5,3 миллиарда долларов, а, скажем, в начале 2013 года они были около 8 миллиардов. То есть за полтора хода уменьшились и продолжают постепенно уменьшаться. За май они уменьшились в минимальной степени, а перед этим они уменьшались со скоростью 300-400 миллионов долларов в месяц.
- Значит ли это, что критическая черта близка?
- По стандарту ЗВР должно хватать на три месяца импорта. В начале года их хватало где-то на два месяца импорта и сейчас примерно на столько же. То есть все время меньше нормы. И есть опасность, что если резервы опустятся до уровня - 1,8 месяца импорта, как это было весной 2011 года, тогда случится обвал и девальвация. Таким образом мы близки к той ситуации, при которой случился дефолт.