Российскиx деятелeй искусствa, поддерживающиx агрессивный путинский режим, бойкотируют по всему миру.
Бостон по праву считается культурной и интеллектуальной столицей Америки и поэтому неслучайно, что большинство концертных туров по северной Америке начинаются именно в Бостоне. К моменту выступления на престижных площадках Нью-Йорка и Вашингтона гастролеры надеются уже иметь хорошие рецензии от требовательных бостонских критиков.
Рецензия на выступление российского пианиста Дениса Мацуева, кроме своих музыкальных достижений еще известного тем, что Мацуев был доверенным лицом Путина на выборах президента и подписал письмо в поддержку агрессии России против Украины, оказалась очень необычной. Она вышла в газете “Boston Globe” не после концерта, а до него и называлась “Российских музыкантов, подыгравших Путину, встречают нотой протеста”.
Статья написана музыкальным критиком газеты Джереми Айклером (Jeremy Eichler) и рассказывает о серии протестов, прошедших в городах США и Канады, где гастролируют музыканты, подписавшие письмо в поддержку агрессивной политики президента Путина в отношении Украины. Музыкальный критик считает, что вне зависимости от мотивов, побудивших дирижеров Валерия Гергиева, Владимира Спивакова и пианиста Дениса Мацуева подписать печально известное письмо - “искреннее убеждение, боязнь последствий отказа, или расчетливое стремление заслужить благосклонность властей” - музыканты, публично занимающиеся политикой в своей стране, не должны ожидать, что им удастся избежать политических вопросов в Америке. Ну а зрителей, направляющихся на концерт Дениса Мацуева в Гарвардском театре Сандерс, “ждет не только мирная проулка по Гарвард-Ярду”. Бостонская группа “Любители музыки против путинской агрессии” подготовили Денису Мацуеву сюрприз и проводят уличный фестиваль-протест “Искусство против агрессии” прямо под дверями зала, где Мацуеву предстоит выступать с сольным концертом.
Группа “Любители музыки против путинской агрессии” была организована 3 месяца назад любителями классической музыки из Бостона и первоначально состояла из бывших жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. После того, как группа опубликовала петицию, призывающую жителей США и Канады бойкотировать концерты российских деятелей культуры, безоговорочно поддерживающих агрессивную политику режима Путина, число ее членов быстро перевалило за тысячу, а группа стала международной. Петицию подписало уже более двух тысяч граждан Америки, Канады, Германии, Англии, Израиля и многих других стран.
Во всех городах, в которых предстояло выступать артистам-подписантам Гергиеву, Спивакову и Мацуеву, были сформированы местные группы, которые начали организовывать протесты возле концертных залов. Протест широко освещался в средствах массовой информации США, Канады и Украины. Даже российским СМИ пришлось признать, что гастроли российских музыкантов проходят не без проблем.
На пресс-конференции в Омске Владимир Спиваков заявил: “Неприятно, когда ты выходишь дирижировать и перед твоим лицом опускается черное знамя со всякими ужасными надписями... Поездка в Америку с “Виртуозами Москвы” была очень успешной с точки зрения творчества. Оркестр великолепно играл, получил потрясающую критику, что такого камерного оркестра в мире больше нет нигде. Но перед каждым концертом были демонстрации, я получал цветы с оборванными бутонами роз, с черными лентами, с письмами, с фотографиями убитых русских офицеров - с вопросом, хотел ли я этого? Неприятно. Было мало радости”.
Видимо, надеясь на компенсацию от путинского режима за репутационый и финансовый ущерб, Спиваков даже не скрывает того факта, что после подписания письма, на него обрушился гнев неравнодушных людей со всего мира. Однако маэстро бессовестно лжет, рассказывая про “потрясающую критику”, полученную в Америке. В век Google это очень легко проверить. На самом деле, музыкальные критики просто проигнорировали юбилейный тур “музыканта планетарного масштаба”, как назвал его в своем репортаже Первый канал российского телевидения. Единственное, о чем писали американские и канадские газеты, так это про повсеместные протесты.
На этой же пресс-конференции Маэстро вспомнил один псалом “Гневаясь, не согрешайте”, рассказывая о случае, который произошел еще на одном концерте в Америке в Гарвардском университете. “Когда человек выскочил на сцену и стал обвинять меня во всех смертных грехах, даже в тех, к которым я не причастен, в человеке это вызывает сопротивление. Я сдержался, и полицейский уволок его со сцены без моей помощи”, - сказал Владимир Спиваков.
Маэстро и тут бессовестно солгал. На видео, которое опубликовала газета “Boston Globe”, и которое уже посмотрело около 60 тысяч человек, отчетливо видно как выпускник Гарварда, доктор наук Роман Торговицкий выходит на сцену и “благодарит” маэстро за то, что тот “трусливо молчал, когда российских оппозиционеров бросали в тюрьмы по политическим мотивам, молчал, когда расстреливали людей на Майдане, молчал, когда Киселев лил свою грязь с Первого российского канал, но нашел в себе мужество подписать письмо в поддержку Путина”. Спиваков не сразу уловил сарказм, но когда понял о чем идет речь, то неожиданно подскочил к Роману вплотную, попытался его толкнуть и несколько раз сердито прошипел: “Я ничего не подписывал, я ничего не подписывал!”. Роман подробно об этом рассказал на своей странице в Фейсбуке.
Когда через месяц после этого инцидента в гарвардский Сандерс-театр приехал другой известный подписант - пианист Денис Мацуев, бостонская группа “Любителей музыки против агрессии” решила провести уличный фестиваль и флэшмоб “Искусство против агрессии” возле театра, где будет выступать маэстро Мацуев.
В программе фестиваля, который состоялся 14 июня, были выступления классических и фольклорных исполнителей, русские, украинские, цыганские, еврейские и западно-европейские мелодии, показ документальных фильмов о событиях в Украине легендарного кинообъединения Вавилон'13, благотворительный аукцион, строительство гигантской инсталляции “Путин и его зомби” из воздушных шаров, детские конкурсы и многое другое. Вход на фестиваль был бесплатным, а все собранные средства будут отправлены на помощь детям-сиротам “Небесной Сотни” и раненым на Майдане.
Руководитель оркестра Natasha Folk Project, принимавшего участие в фестивале, Наташа Дукач рассказала, что ее музыкальный коллектив был основан в 2012 году группой единомышленников, любящих и пропагандирующих восточно-европейскую музыку, включая клезмерскую и цыганскую. Главная идея проекта - показать, что для музыки нет границ, нет рас и национальностей. Любовь к музыке, увлечение каким-либо музыкальным стилем должно объединять слушателей. Именно поэтому коллектив решил участвовать в фестивале-протесте против музыкантов-конформистов, раскалывающих слушателей на своих и чужих.
Все участники этого интернационального коллектива - профессиональные музыканты, состоявшиеся как исполнители в других жанрах. Кроме них в концерте приняли участие блестящий украинско-американский пианист, лауреат международных конкурсов, выпускник Московской консерватории и Манхэттенской школы музыки Павел Гинтов, выпускница одесской консерватории и Киевского университета культуры Галина Крыванич, а также случайные прохожие, которые не смогли устоять перед соблазном поиграть на великолепном рояле Steinway&Sons, который организаторы фестиваля установили на площадке перед Сандерс-театром.
Когда концерт под открытым небом закончился, все участники фестиваля переместились непосредственно к входу в театр, прихватив с собой фигуры Путина и его многочисленных зомби. В театре как раз должен был начаться концерт пианиста Дениса Мацуева. Там участники флэшмоба спели Денису Мацуеву, накануне отметившему свой день рождения, “Happy birthday, dear Denis” и проткнули иголками трехметрового исполина и его свиту. Флэшмоб показал, как в одну секунду может лопнуть режим, построенный на лжи, ненависти и насилии.
На следующий день Дениса Мацуева ждал протест возле Нью-Йоркского Карнеги-Холла, а неласково его приняли и в Вашингтоне.
Российские деятели искусств, поддерживающие агрессивный режим Путина, теперь знают, что куда-бы они не приехали на гастроли, “Любители музыки против агрессии” их встретят, опозорят и расскажут миру об их истинном лице.
Дмитрий Смелянский, координатор группы “Любители музыки против агрессии”, специально для charter97.org