Журнал американских белорусов “Сакавік” опубликовал на русском языке знаменитую статью Вацлава Ластовского.
Перевод статьи редакция журнала “Сакавік” объяснила следующим образом:
“Почему на русский язык? Белорусский язык – основной язык журнала, но мы размещаем материалы на любом языке, если тема касается направления журнала (с обязательной подачей короткого содержания на родном языке). Однако решение о переводе В. Ластовского на русский язык идет не от хорошей жизни. Во-первых, людей, которые читают, становится все меньше. Во-вторых, реалии таковы, что белорусы читают в основном русскоязычную литературу (на рынке Беларуси 85% книг печатается не на родном, а на русском языке). Подход редакции такой, что если переводом на русский язык заинтересуется хотя бы один человек, который не стал бы читать его на белорусском, то это следует делать. Борьба должна быть за каждого белоруса, у которого еще может проснуться желание не только писать в анкете, что он белорус (возможно только чувствуя себя гражданином Беларуси или свою территориальную принадлежность к стране), но и вести себя как белорус.
Многие идеи Ластовского, отраженные в его статье, опубликованной почти сто лет назад, до сих пор актуальны для белорусов (перевод дается не полностью, а только тех его частей, которые созвучны современности, за исключением может быть раздела о семье). Статья В. Ластовского написана в виде вопросов и ответов на них”.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ БЕЛОРУСУ?
1. Являются ли белорусы народом?
- Да, белорусы являются народом, так как имеют свой язык, заселяют единым сообществом одну территорию, имеют свою древнюю историю, культуру, обычаи, представляют собой отдельный физический и духовный тип, проявляли и проявляют свою национальную сознательность и волю, стремясь к лучшей самостоятельной жизни.
2. Какие обязанности у белоруса по отношению к своему народу и к стране?
- Белорус должен любить свою страну, свой язык и не отрекаться от них. Должен заботиться, чтобы в белорусском государстве развивались благосостояние, белорусская культура, и чтобы весь народ был счастлив. Ради блага своего народа и страны белорус должен быть готовым на величайшие жертвы, даже отдать жизнь.
3. Какой наш язык?
- Наш язык один из чистейших в славянской семье языков. Он хороший, благозвучный, очень напевный и гибкий, что очень заметно в поэзии и пении. Это всё потому, что язык наш сохранил старинный славянский характер, он – как мать в славянской семье языков. На него, как дети на мать, похожи все славянские языки: московский, сербский, чешский, украинский, польский и др.
Враги нашего народа лгут, что язык наш не самобытный, когда говорят “это смесь московского и польского языков”. Так могут говорить только наши недоброжелатели или тёмные люди. Много ученых разных национальностей обучались нашему языку и писали о нём научные книги, и все они в один голос говорят, что белорусский - совершенно самобытный, отдельный язык, такой же отдельный славянский язык, как польский или московский.
В старину наш язык был одним из самых культурных восточнославянских языков, на нём говорили князья наши, князья и вельможи Великого Княжества Белорусского (Литовского), короли польские. Белорусский язык был языком дипломатов на востоке Европы. На белорусском языке в Великом Княжестве Белорусском (Литовском) писались все законы, велись все дела в правительстве и судах, проходили сеймы и др. От тех времен сохранилось немало документов, книг, грамот и все они написаны на нашем чистейшем белорусском языке.
4. Почему другие белорусы стараются говорить на чужом языке вместо своего?
- Те белорусы, которые говорят на чужом языке, избегая своего, бывают или негодяи-душепродавцы, или перевёртыши, или просто люди тёмные, которых опутали враги нашего народа. Первые не говорят по-белорусски ради своей личной выгоды, так как пошли в наёмники к чужакам и работают совершенно сознательно в ущерб белорусскому народу, чтобы его погубить. Другие не говорят через темноту свою, ибо поверили нашим врагам, что наш язык “некрасивый”, “простой” и идут за различными нашими недоброжелателями, как овцы на бойню.
Обязанность каждого сознательного белоруса с первыми – врагами – бороться, а вторых – тёмных – просвещать, объясняя им правду, обучая истории нашей и распространяя белорусское печатное слово.
5. Что бы случилось, если бы мы забыли свой родной язык?
- Если бы мы наш родной язык забросили, забыли и приняли чужой, тогда бы исчез наш след на земле.
Наш поэт Франтишек Богушевич (Мацей Бурачок) в предисловии к “Белорусской Дудке” говорит: «Много было таких народов, утративших сначала свой язык, как у того человека перед смертью, который теряет речь, а потом и вовсе вымерли. Не оставляйте же языка нашего белорусского, дабы не умереть! Люди узнают людей по облику или по одежде, которую носят. Так и язык – он есть лицо и одежда души человеческой”.
Кто не ценит родной язык, тот не чтит ни самого себя, ни свой род, ни своих дедов – родителей, которые говорили на этом языке. А кто стесняется своего языка, достоин того, чтобы и его добрые люди стеснялись, как урода, чтобы его презирали, как недочеловека, так как стесняясь родного языка, он обижает не только дедов – отцов своих, но и весь народ.
Справедливый, добрый человек никогда не стесняется родного языка. Он сам говорит на родном языке и следит, чтобы другие его ценили.
6. Какое наше прошлое?
- Наше прошлое – это беспрерывная борьба за лучшее будущее и свободу нашего народа.
В давние времена белорусы жили самостоятельно и всегда управляли жизнью общества через вече, народные собрания. Старейшины нашего народа советовались и решали все вопросы по согласию. Позже белорусы начали выбирать себе князей, которым поручали руководство государством.
Наши князья имели свою велико-княжескую столицу в Полоцке, а удельные князья были в Витебске, Минске, Друцке, Смоленске, Турове, Гродно, Чернигове и во многих других городах. Около XIII века Беларусь была разделена на много мелких княжеств, а это потому, что после смерти отца-князя сыновья делили “вотчину”, как сейчас, например, делятся у нас в деревнях крестьяне. От этого народ белорусский очень ослаб и чуть было не попал под власть чужаков, но позже белорусские земли были вновь объединены и белорусское государство возникло в форме Великого Княжества Белорусского (Литовского).
Важнейшими из наших князей были Рогволод, который княжил в Полоцке в Х веке, Изяслав, Брячислав, Всеслав и др. Наиболее прославился Всеслав: в его честь и свои и чужие составляли песни-похвалы. В одной древней песне говорится: “Князь Всеслав людей судил, города в порядок приводил”.
Из рода наших князей были и князья Великого Княжества Белорусского (Литовского), которое объединило все белорусские, а также литовские и украинские земли. Из тех князей наиболее прославились Миндовг, Гедимин, Альгерд, Витовт, Казимир и другие.
Альгерд ходил войной на Москву и, обретя ее, щит свой прибил на Московских воротах. Витовт прославился мудростью и силой. Он хотел короноваться на короля белорусского, но поляки отняли у послов золотую корону, которую прислал ему Папа Римский на коронацию.
Из рода белорусских князей происходили и короли польские (Ягеллоны). И Владислав Ягайло, который был королем польским, до конца жизни своей не умел говорить по-польски, а только по-белорусски, и не удивительно, потому что мать его была княгиней Витебской, он вырос в Витебске и был там князем.
В Великом Княжестве Белорусском (Литовском), которое было белорусским государством, белорусский язык был государственным, деловым. На белорусском языке проходили все суды и сеймы, писались все документы, на белорусском языке говорили все паны, вельможи, князья, на белорусском языке учились в школах и молились в церквях и костёлах.
Словом, вся жизнь, весь строй, обычаи были белорусскими.
Позднее к белорусскому государству присоединилась и Польша, как равная с равным и свободная со свободным. Соединение это произошло для того, чтобы легче было отражать совместными силами нападения татар, московитов и других врагов. Но, к сожалению, это объединение добра Беларуси не принесло. Поляки помощи в войнах не давали, да постепенно отбирали у белорусов свободу и равенство, запрягая белорусский народ в барщину и ополячивая господ и духовенство. В результате 200 лет “вольности” и “равенства” с поляками белорусы стали порабощённым народом без своей письменности, без государственного и общественного права. В Польше не было порядка, и поэтому в конце XVIII века она, и вместе с ней Беларусь, была разделена между Россией, Австрией и Германией.
Белорусы после раздела попали из огня да в полымя – из польских – в “братские” московские обоймы. После польского господства белорусы еле остались живы, а тут московские “братья” начали еще больше их подавлять, чтобы стереть след белорусского народа и омоскалить всех белорусов.
Поляки тянули белорусов-католиков к себе, а москали снова тащили к себе белорусов православных. Одни и вторые старались, чтобы белорусы забыли, что они белорусы, что они отдельный народ, что наша земля – наша, не московская или польская, и что те здесь волчьим правом стали хозяевами.
Но народ наш и в этой чужеземной напасти обнаружил необычайные живучесть и силу. Никакие польские путы, никакие московские нагайки и остроги не смогли отнять у нашего народа его драгоценного клада – родной белорусский язык. Все, что они могли отобрать, отобрали: и школы, и церкви, и костёлы, и землю, и леса, и реки и города, и богатство, а языка, однако, у нашего народа отобрать не смогли! А если наш народ сохранил язык, то он живет и будет жить. Через язык наш народ сумеет возродиться и снова стать большим, сильным и славным.
7. Какая вера у белоруса?
- Белорусы все христианской веры, часть из них православные, а часть – католики. В старину много было среди белорусов униатов, принявших церковную общность, то есть, они молились по восточному обряду, но главой своих святынь считали Папу Римского, а не Патриарха Константинопольского.
Когда белорусы попали под власть России, московское правительство упразднило унию. То же московское правительство одновременно подчинило себе Православную Церковь Беларуси и через нее всеми силами старалось русифицировать белорусов. Католический Костёл в Беларуси вновь попал под польское влияние и через него поляки всеми силами старались белорусов ополячить. Таким образом, чужаки полонизировали, русифицировали и делили белорусов на два враждебных религиозных лагеря. Вот почему сейчас белорусы должны стараться, чтобы Православная Церковь и Католический Костёл в Беларуси не служили чужим российским и польским интересам, а чтобы они творчески служили белорусскому народу, то есть, нужно, чтобы в храмах наука, религиозные песнопения происходили по-белорусски, чтобы там прививалась любовь к своему белорусскому краю, белорусскому языку, белорусским обычаям, белорусской культуре, чтобы в храмах поощряли людей к моральной жизни и плодотворному труду на благо белорусского народа.
При этом нужно знать, что вера, или как говорят, религия, не мешает людям хранить народное единство. Так, к примеру, среди немцев есть католики, лютеране, кальвинисты и они образуют один немецкий народ. Белорусы, православные и католики, также составляют один белорусский народ.
8. Может ли вера определять народность?
- Нет, вера это одно, а народность, национальность – это другое, поэтому вера не может означать народности. Например, среди немцев есть католики, лютеране и кальвинисты, однако они представляют один народ, немецкий. Католической веры итальянцы, французы, есть англичане, немцы, белорусы, но это разные, чужие между собой народы.
Все белорусы, православные ли они или католики, равные дети одной матери-Беларуси. Поэтому нам надо жить между собой в согласии и взаимно уважать одну и другую веру, потому что мы все родились белорусами, а православными или католиками стали после Крещения.
Подобно и партийными люди становятся куда позже, но все это не мешает нам быть хорошими белорусами и вместе стоять за народную свободу, за лучшее будущее всего нашего народа и края.
9. Чего мы желаем для своей Родины?
- Каждый из нас любит Беларусь и хотел бы видеть ее счастливой. А это может случиться тогда, когда все белорусы будут сознательными сынами своего народа, и когда сами белорусы будут хорошо хозяйничать на своей земле. Для этого не только самим нужно любить Родину и работать для её блага, но надо еще обучать и привлекать к этому всех белорусов, с которыми встречаешься, пробуждать в них эти высокие хорошие чувства.
10. Какая патриотическая обязанность каждого белоруса?
- Святая обязанность каждого белоруса всегда и везде принадлежать к своему народу, радеть о чести своей нации и внимательно выполнять всё, что относится к укреплению и просвещению нашего народа. Так будем же заботиться о родном крае, следить за своими обязанностями перед ним. Будем стараться, чтобы имя Белорус всегда, у всех народов встречалось с почётом.
11. Какие обязанности белоруса в семье?
- Первая обязанность, чтобы в белорусской семье говорили и молились на белорусском языке и чтобы соблюдались белорусские обычаи и традиции; чтобы на здании, на вещах и во всем, что есть у Господа, проявлялся белорусский характер: всякие узоры, рисунки, вышивки должны быть в белорусском вкусе. В каждой белорусской семье должны быть белорусские журналы и книжки, так как плох тот белорус, который читает в своей семье не свою белорусскую, а чужую, на чужом языке газету. ..
Продолжением семьи для молодежи является школа. Белорусская семья должна стараться, чтобы дети ее учились в белорусской школе. Чужая школа до сих пор обучала белорусских детей любить чужое и унижать свое родное и свой народ, свой язык и обычаи. Чужая школа растила из наших детей людей чужих для нашего народа. Вот почему, каждый патриот должен делать всяческие усилия, чтобы везде, где живут белорусы, были белорусские начальные, средние и высшие школы. Семья – это основа, фундамент нации, а школа – её будущее.
Белорусский патриот должен заботиться еще и о том, чтобы в белорусских семьях пели белорусские песни, а также, чтобы петь патриотические белорусские песни обучали в школах. Белорус должен жениться только на белоруске, а белоруска должна выходить замуж только за белоруса. Так должны мы делать не только для того, чтобы сохранить чистоту своей расы, но и для того, чтобы в наших семьях царило согласие.
В семейной жизни нет ничего хуже, как смешанные национальные пары. Такая смешанная семья преимущественно всегда ссорится. Часто бывает так, что жена белоруса – полька, русская, или литовка – удерживает своего мужа в его белорусских национальных стремлениях, от белорусского национального труда и борьбы, не полезных для нации жены. Мало того, преимущественно в таких семьях, как мать, так и отец, каждый хочет воспитывать своих детей по-своему. Дети, в результате, остаются на распутье, а такого у нас не должно быть.
Белорусская семья должна воспитывать белорусских детей в белорусском национальном духе, прививая им любовь и уважение к своему краю, к своему народу, к своим народным песням, сказкам, к родному белорусскому языку. В наших белорусских семьях не может быть раздвоений и колебаний, а должны царить гармония и согласие.
При этом родители должны стараться одевать детей в белорусские народные одежды: вышитые рубашки, блузки, юбки, платья. Да и вообще, всем белорусам не нужно сторониться своих национальных белорусских уборов, одежды, особенно в праздники, надо их носить демонстративно.
Нужно носить вышитые льняные рубашки (сорочки), белорусские национальные галстуки (краватки), делаемые из белорусских поясов, костюмы и пальто самотканые и т. д. Особенно же стройно выглядят женственные платья из льняного волокна с белорусскими народными вышиванками. Погоня за модным ситцем должна закончиться, ведь наши самотканые изделия лучше и краше ситца. Чужаки нашими тканями, поясами, нашими нарядами давно уже восхищаются, охотно их покупают, носят и хвалятся ими, в то время как всё это не имеет должной цены и почета у нас белорусов. Сейчас самое время, чтобы мы свои национальные богатства также надлежащим образом почитали и ценили.
12. Наша гордость
- Мы гордимся тем, что мы белорусы, кривичи, ведь мы способный народ. Из нашего народа вышло много знаменитых людей, за которых имеют перед нами неоплаченный долг и поляки (Костюшко, Мицкевич, Сырокомля, Крашевский, Монюшко и др.), и москали (Достоевский, Глинка и др.), и другие наши соседи. О нашей способности свидетельствуют также наши обычаи и традиции, наши песни и сказки, наше строительство, культурные памятники и др.
Мы гордимся своим языком ибо наш язык мелодичный, богатый и очень органичен песням и поэзии. К тому же он – один из чистейших славянских языков.
Мы гордимся своей песней. У белорусов много прекрасных песен. Мелодии наших песен очень богаты и отражают душу нашего народа. Наша народная песня занимала одно из важнейших мест между песнями всех народов мира. Ею интересуются ученые люди чужих народов. Белорусские народные песни использовали и включали в свои произведения такие известные композиторы, как Римский-Корсаков, Глинка, Монюшко, Мусоргский, Карлович, Шиманский, Гречанинов и др.
Мы горды своим народом. Всякий другой народ, живя в таких тяжелых обстоятельствах, выпавших на нашу долю, погиб бы, а наш народ проявил чрезвычайную жизненную силу. Он перенес всякие несчастия, лихолетья и напасти и сохранил в себе свой родной язык и любовь к своей Родине, Беларуси.
Наш народ любит правду и красоту – он спокойный и здравомыслящий, и при этом позитивный и твердый. Мы горды своей историей, потому что наша история – это непрерывная борьба за свободу, борьба за сохранение своей национальной души. При этом, мы никогда не зарились на чужое. Наша история – это Голгофа нашего народа, которая делает ему честь и славу.
Мы горды за свою родную землю. Наша Отчизна – красивый край. Много в ней красоты: хорошая у нас весна и лето, осень и зима. Наши пущи, леса и просторы воспеты поэзией, в которой видится наше прошлое.
Одним словом, мы горды тем, что мы белорусы.
Мы гордимся своими борцами-белорусами, своими национальными героями, которые боролись за лучшую долю белорусского народа, которые на алтарь Отчизне отдали свои жизни, такие как Кастусь Калиновский, Игнатий Гриневицкий, Слуцкие Повстанцы, Всеволод Игнатовский, Язэп Лёсик и много-много других. Мы гордимся их работой, мы все будем работать и бороться на благо своего края.
Мы будем также как и они, верить в то, что народ наш белорусский будет счастливым, радостным, что минует его доля злая и будет время, когда заживет он в достатке, в благополучии, спокойно, своей белорусской жизнью.
Присяга белоруса
Над гонар і славу, Народную справу Над чары каханьняІ перакананьне, Што розум дыктуе, Заўсёды я волю, Ня здраджу ніколі. Хай хмара навісьне Над соннай зямлёю, Хай гора прыцісьне Зялезнай рукою, Я роднае мовы, Ня кіну ў нядолі, Ня здраджу ніколі. Бушуе хай бура, Віхор хай злуецца. Хай вецер панура Завые на рэчцы, Я роднага краю, Што рвецца да волі, Ня здраджу ніколі. Хай гром з пярунамі. Грыміць і страляе, Маланка агнямі Хай бліскае, зьзяе, Свайго я народу Бяз хлеба і волі Ня здраджу ніколі. Хай срэбра, дукаты Мне сыплюць пад ногі І скажуць: “Багаты Будзь! Кінь род убогі!”. Я плюну з пагардай, Народу ж і волі Ня здраджу ніколі. Да самага скону Усякім прымусам І сіле прыгону Скажу: “Беларусам Па век застануся”. Свае ўласнай волі Ня здраджу ніколі!
“Ніколі” – верш А. Зязюлі.
Справка: Журнал “Сакавік” основан как независимое периодическое издание, предназначенное для обсуждения проблем белорусской культуры и ее развития.
Журнал содержит оригинальные аналитические статьи, эссе, а также обоснованные дискуссии и комментарии по истории, языку, литературе, социологии, традициям и другим вопросам, имеющим отношение к развитию белорусской нации.