За последние 24 года доходы большинства белорусов существенно упали.
Беларусь занимает лидирующие позиции в Европе и Центральной Азии по доле среднего класса в общей численности населения. Таковы данные доклада, размещенного на сайте Всемирного банка.
Согласно расчетам банка, к среднему классу можно отнести 80 % жителей нашей страны. Около 2 % из оставшихся двадцати считаются бедными, остальные 18 % относятся к социально уязвимой категории. Исходя из доклада, крайне бедных среди наших соотечественников нет вообще. Интересно, что по числу граждан, относящихся к среднему классу, Беларусь опередила Польшу, Россию, Латвию, Венгрию (чуть более 50 %) и Литву (около 60 %). Сравнение Беларуси, к примеру, с Таджикистаном и Арменией тоже будет в нашу пользу – на долю среднего класса в этих странах приходится 2-3 %. Стоит заметить, что в соответствии с классификацией Всемирного банка к среднему классу причисляются граждане, уровень душевого потребления которых составляет минимум 10 долларов в день.
Эта информация, конечно же, – бальзам на душу членам правительства и всей властной вертикали. Дескать, правильным курсом движемся, не допускаем большого разрыва между богатыми и бедными. И средний класс у нас есть — основа пресловутой стабильности, что подтвердил даже не испытывающий к нам великой любви Всемирный банк. Не будем ставить под сомнение выводы столь авторитетной международной финансовой структуры. Попытаемся взглянуть на них под другим ракурсом. Предлагаю исходить из того, что в основе деятельности любого государства лежит прогресс. Одна из главных составляющих прогресса – уровень благосостояния граждан. Никто не возражает? Тогда давайте возьмем этот тезис за аксиому.
Итак, за последние 24 года (с момента провозглашения суверенитета 27 июля 1990 года) Беларусь прошла череду сложных экономических трансформаций, кризисов и подъемов. Слава Богу, нас обошли стороной войны и иные катаклизмы, которые неизбежно отбрасывают страны на десятилетия назад. Значит, народ белорусский вправе рассчитывать на рост покупательной способности. Что же мы имеем в реальности? Дабы не утомлять читателя математическими действиями с восьмизначными числами, приведу лишь результат (он, конечно, весьма усредненный, полученный с учетом стоимости различных товаров и услуг тогда и сейчас). Так вот, в итоге выходит, что один советский рубль начала 90-х примерно равен 30 тысячам нынешних белорусских. Таким образом, 100 000 рублей равны «трешнику». Незадолго до распада СССР средняя зарплата в БССР составляла около 200 рублей. Несложно подсчитать: сегодня это примерно 7 миллионов. Значит, за четверть века доходы большинства белорусов в лучшем случае не выросли, а даже немного упали. При том, что перечень товаров и услуг, которые вынужден оплачивать нынешний белорус, значительно расширился.
В мире, как известно, принято оценивать уровень жизни не по средней заработной плате, а по уровню покупательной способности. В этой части также обнаруживаем немало любопытного. К примеру, на 6 млн рублей сегодня можно приобрести 1 телевизор (в 1990 году за 200 рублей – 0,3), недорогой кухонный гарнитур (как и в 1990-м), 600 л автомобильного топлива (столько же в 1990-м), полпутевки в белорусскую здравницу на три недели (в 1990 г. – целую), 45-50 кг свинины или хорошей колбасы (в 1990 г. – 90 кг), 400 пачек мороженого (в 1990 г. – 1000 пачек), 90 бутылок водки (в 1990 г. – 20 бутылок).
Борис Павловский, «Вечерний Брест»