Известный правозащитник рассказал, как реально обстоят дела с политическими репрессиями в Беларуси.
Юрист правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович ответил на вопросы www.charter97.org:
-- Валентин, на днях в интервью «Радыё Свабода» лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич сделал неоднозначное заявление, вызвавшее критику со стороны демократических активистов. Он заявил, что «количество обращений репрессированных людей за 4 месяца этого года в сравнении с четырьмя месяцами прошлого года уменьшилось в разы». Как вы как правозащитник это прокомментируете?
-- В прошлом году в Беларуси к административной ответственности по политическим мотивам были привлечены 525 человек, а в 2009 году, несмотря на то, что пока только октябрь месяц, были задержаны 424 человека – это общее число и задержанных, и привлеченных к административной ответственности. При этом мы не претендуем на всеобъемлимость -- цифры задержанных по политическим мотивам могут быть большими. К тому стоит учитывать, что в прошлом году в Беларуси проходили «парламентские выборы», и много людей было задержано при агитации за независимых кандидатов и за акции протеста против фальсификаций, а в этом году никаких кампаний не проводилось, но цифры не сильно отличаются.
Стоит отметить тенденцию, которая появилась с конца прошлого года – аресты за участие в мирных акциях оппозиции или за распространение печатных материалов продолжаются, но власти стали воздерживаться от привлечения к административной ответственности. То есть, например, в прошлом году мы фиксировали только случаи, когда человек был задержан, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, и этот протокол был направлен в суд и суд вынес постановление по данному делу.
В этом году ситуация сложнее. На самом деле количество задержаний граждан, принимающих участие в акциях протеста либо в распространении печатных изданий, не уменьшается. Граждан задерживают, другое дело, что при этом против них часто не составляют протоколов. Такая тактика властей позволяет властям утверждать, что наблюдается некая «либерализация»: будто бы количество людей, привлеченных к административной ответственности по политическим мотивам, уменьшилось. Репрессий меньше не стало.
-- Но можно ли говорить, что граждане Беларуси могут свободно участвовать в мирных собраниях и выражать свое мнение?
-- Нет. Я как гражданин Беларуси не могу свободно выйти с плакатом на площадь или центральную улицу, к целевому объекту, чтобы не быть задержанным, избитым или привлеченным к административной ответственности. События 9, 16 сентября и 16 октября – это все ярко подтвердили, потому что Закон о массовых мероприятиях по существу ограничивает наше право на свободу собраний.
Людей демонстративно избивают на улицах и, что особенно вызывает обеспокоенность, – избивают после задержания в милицейских автобусах и отделениях милиции.
Никаких существенных, системных изменений не произошло. Гражданин Беларуси как был лишен права на свободу мнения, так и лишен этого и сейчас. Надо ставить вопрос об изменении законодательства в этой сфере. Контроль над обществом остается тотальным.
-- Многие граждане во время последних демонстраций были избиты, к ним применялись пытки. Как на это реагируют белорусские правозащитники?
-- Мы собираем информацию по фактам разгона последних мирных демонстраций и избиений граждан, помогаем пострадавшим. Все жалобы и опросы мы передали через Международную федерацию прав человека в Женеву – в Комитет против пыток ООН и Международную организацию против пыток. Все эти факты также отправлены правозащитной организации «Международная амнистия».
Белорусские органы прокуратуры на все эти жалобы не реагируют, поэтому, если не получается действовать внутри страны, мы будем обращаться в международные организации. Мир должен реагировать на вопиющие факты нарушений прав человека в Беларуси.