Нужно ли России продолжение вооруженного конфликта в Украине? Для чего?
Российские политологи расходятся в оценке происходящего. Одни считают, что противостояние в Донецкой и Луганской областях нужно было РФ для того, чтобы отвлечь внимание от Крыма. Но далее этот процесс вышел из под контроля. Другие убеждены – что вооруженное противостояние – часть народной борьбы и она должна продолжаться при поддержке РФ. Одна из популярных, в частности, в Беларуси версий: вооруженный конфликт полностью инспирирован Россией с целью разделить и ослабить Украину. И РФ на этом пути способна остановить лишь ответная сила. Какая версия наиболее реалистична?
Эти вопросы "Ежедневник" адресовал кандидату политических наук, ученому секретарю Института украинской политики (г.Киев) Алексею Полторакову:
- России нужен не столько полноценный вооруженный конфликт, сколько «стабильная нестабильность» в ключевых для России восточных регионах Украины. Ведь через эти регионы Россия может влиять не только на Украину в целом, но – пусть и косвенно – на всю субрегиональную и даже региональную политику в Европе.
Активизация экстремистского сценария на востоке Украины, от Луганска до Донецка, изначально имела целью закрепить и развить успех «крымского сценария». Однако обратной стороной медали очень быстро стало невольное «головокружении от успехов», воплотившееся в переоценивание роли и места российских симпатиков на востоке Украины.
Парадокс, но потеря Крыма не столько пробудила потенциальную «пятую колонну» в Украине, сколько способствовала большей политической консолидации нации против внешнего врага. Более того, из-за традиционных для России системно-административных слабостей (прежде всего коррупции и системы «откатов и распилов»), на востоке изначально не сработала та сеть пророссийских структур, организаций и проектов, которую Москва развивала десятилетиями и в которую вкладывала большие ресурсы. В результате «политические сепаратисты» сразу оказались не более чем «социальными экстремистами» и очень быстро скатились в банальный криминал, день за днем теряя и без того невысокую общественную поддержку и симпатии населения. В конечном итоге, дабы процесс регионального сепаратизма не выродился и не заглох окончательно, Москве пришлось пойти на беспрецедентную полуоткрытую военную поддержку экстремистов не только деньгами и стрелковым оружием, но даже танками и пр.
Несмотря на сепаратистскую риторику Москвы – именно оттуда была заброшена идея «федерализации» - Кремлю нужна Украина как достаточно контролируемое целое, а не отдельные части, куски и/или обломки немалой страны. Уже сейчас становится все более очевидным, что Россия вряд ли сможет полноценно «переварить» хотя бы Крым. Москва не сможет даже в среднесрочной перспективе интегрировать его в общегосударственную систему макроэкономических связей и социально-гуманитарных отношений. Что уже говорить о таких мощных мега-регионах как Луганско-Донецкий!
Поэтому ключевая задача России – ослабить Украину, дабы затем либо геоэкономически «купить по дешевке», либо получить над Украиной геополитический контроль, «наложить вето» на перспективы интеграции в ЕС, на вопрос членства в НАТО и т.п. Парадокс, но «в глубине души» Москва боится сильной, единой и целеустремленной Украины – но только такая Украина нужна не только украинцам, но и россиянам, которых волнуют не тактические успехи нынешнего режима, а стратегические перспективы государства.