В Налоговый кодекс Беларуси планируется внести изменения, которые предоставят право налоговым органам получать сведения о валютообменных операциях населения.
До настоящего времени данные о таких операциях относились к сведениям, составляющих банковскую тайну физических лиц. Предполагается, что после внесения вышеупомянутых изменений в законодательство налоговым, а также правоохранительным органам будет предоставлено право получать данные о покупке иностранной валюты населением, сообщают Naviny.by.
Стоит вспомнить, что в начале 2014 года были внесены изменения в Налоговый кодекс, в соответствие с которыми банки теперь обязаны предоставлять по запросу налоговых органов сведения о депозитах и кредитах физических лиц. Эти изменения в законодательство были внесены с целью выявления налоговыми органами живущих «не по средствам» (лиц, чьи фактические расходы превышают официальные доходы).
По данным Министерства по налогам и сборам, физические лица в целях легализации теневых доходов брали ранее краткосрочный кредит в банке и тем самым аргументировали налоговой инспекции наличие денежных средств на покупку дорогих вещей.
Чтобы была возможность отследить информацию по кредитному договору, в Налоговый кодекс и были внесены изменения, которые с 2014 года обязали банки предоставлять налоговым органам сведения о кредитах, а заодно и о депозитах физических лиц.
Однако этих сведений, как теперь выясняется, оказалось недостаточно. Поэтому сейчас готовятся новые изменения в Налоговый кодекс, после принятия которых у налоговых органов будет право получать сведения о покупке населением иностранной валюты.
В госорганы поступает информация о покупке отдельными физическими лицами крупных сумм иностранной валюты. В частности, установлено, что некоторые лица пенсионного возраста купили в обменниках… несколько миллионов долларов.
Можно предположить, что после внесения упомянутых изменений в законодательство под пристальным вниманием налоговых инспекций окажутся все физические лица, чьи расходы на приобретение иностранной валюты будут существенно превышать официальные доходы. Так что в скором времени спокойно спать после посещения пункта обмена валют смогут не все.
К лицам, живущим «не по средствам», налоговая относит несколько категорий граждан: получающих заработную плату в конвертах; осуществляющих незарегистрированную деятельность; приобретающих дорогостоящее имущество и не имеющих адекватных официальных доходов для его покупки.
К слову, в 2013 году у граждан, чьи расходы существенно превысили официальные доходы, налоговые органы истребовали 5000 деклараций о доходах и имуществе. В связи с тем, что физические лица, попавшие в поле зрения проверяющих органов, не смогли представить официальное происхождение денежных средств, которые были потрачены, в бюджет было взыскано более 10 млрд. рублей (на 2,5 млрд. рублей больше по сравнению с 2012-м).
После внесения упомянутых изменений в Налоговый кодекс у контролирующих органов появится еще один источник информации, позволяющий на основе данных о покупке валюты оценивать материальное положение граждан. Если официальных доходов, сопоставимых с объемом купленной валюты, не найдется, у налоговой будет основание применить санкции.
По мнению экспертов финансового рынка, контроль налоговых органов за валютообменными операциями может создать головную боль для предпринимателей, которые использовали простых смертных для конвертации рублевой выручки в валютную.
«Почему отдельные граждане, не располагающие соответствующими доходами, покупают много валюты? Скорее всего, речь идет о предпринимателях, которые получают рублевую выручку и, чтобы избежать уплаты налогов, они для закупки импортного товара конвертируют через посредников наличные рубли в валюту», — полагает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.
А вот на жизни других категорий граждан, которые получают теневые доходы, налоговый контроль за валютообменными операциями может и не сказаться, считают эксперты.
«Трудовые мигранты, которые живут «не по средствам», получают за границей зарплату в валюте. Люди, которым дают зарплаты в конвертах, также получают деньги не в белорусских рублях. Поэтому вышеперечисленным категориям граждан покупать валюту не нужно», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Те лица, которые не захотят светиться в банке, найдут другой способ купить валюту, предполагают эксперты.
«Контроль не всегда приводит к прекращению той или иной деятельности. Нельзя исключать того, что потребности лиц, которые не захотят идти в пункты обмена валют, будут удовлетворять валютчики», — отмечает старший аналитик Forex Club в БеларусиВалерий Полховский.
Несмотря на неоднозначный эффект рассматриваемых мер, стремление государства бороться с лицами, которые уклоняются от уплаты налогов, понять можно, считает административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Павел Данейко.
«Мы имеем, по оценкам правительства, довольно приличную социальную группу (несколько сотен тысяч человек), которая вовлечена в приграничную торговлю, другую деятельность и официально нигде не работает, налогов не платит, но при этом пользуется системой здравоохранения и образования. Соответственно, вопросы со стороны государства по отношению к таким лицам возникают. Я думаю, именно с этим связаны попытки властей легализовать деятельность отдельных граждан», — полагает Павел Данейко.
Вместе с тем, более важной темой эксперт считает не столько борьбу с теневой экономикой в Беларуси, сколько проблему с наполнением Фонда социальной защиты населения (пенсионного фонда), куда все работники должны делать определенные отчисления.
«Демографическая ситуация, эффективность использования трудовых ресурсов в стране таковы, что количества работников в расчете на одного пенсионера уже недостаточно», — отмечает Павел Данейко.
Экономист констатирует, что увеличить взносы в ФСЗН можно в результате повышения производительности труда (что приведет к росту зарплат и взносов в пенсионный фонд) и посредством увеличения количества занятых.
«Часть населения можно вовлечь в легальную экономику, если будут созданы привлекательные рабочие места. Приватизация может позволить создать такие места и повысить производительность труда», — резюмировал Павел Данейко.
То есть речь идет о необходимости структурных реформ, которые в белорусском случае, по-видимому, являются наиболее эффективным методом борьбы с теневой экономикой.