Борьбу с импортом власти перевели на уровень подзаконных актов.
К концу недели универмаги и гипермаркеты в Минске должны в значительной степени изменить ассортимент товаров с иностранного на белорусский. Таким образом, белорусские власти хотя и отказались от идеи запретить импорт на полгода, саму идею борьбы с зарубежными товарами не отменили, пишет «Независимая газета».
Если подходить буквально к сказанному местными чиновниками, то к четвергу во всех крупных столичных магазинах соотношение импортное/белорусское должно составить 15/85. Такое указание дали минской торговле чиновники горисполкома. Те, в свою очередь, отталкивались от высказывания премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича, прозвучавшего во время посещения одного из торговых предприятий страны.
Речь не идет о новых законах и нормах – требование является подзаконным актом, что, впрочем, не освобождает от необходимости его выполнять.
Если брать товарооборот страны в целом, то задача не такая уж нерешаемая. По итогам прошлого года доля товаров местного производства в розничном товарообороте составляла 70%. Правда, тенденция вела не к росту их удельного веса, а к снижению – 2012 год закончился соотношением 74/26 в пользу местного производителя. Однако применительно к отдельным группам товаров речь может идти о существенном сокращении ассортимента и сужению возможности выбора для потребителя. Например, доля импортных телевизоров на местном рынке в 2013 году составила 84%, стиральных машин – 55%, синтетических моющих средств – 57%, верхней одежды – 43%. По каждой группе отмечается рост по сравнению с 2012 годом на 3–10 процентных пунктов.
Проблема не нова для Беларуси. Импортозамещение – это давно часть белорусской экономической политики. По мнению экспертов, ее наличие является следствием низкой конкурентоспособности местных товаров, отсутствием конкуренции и государственным протекционизмом. Власти же, не желая или не умея работать над устранением причин проблемы, действуют методом запретов и ограничений, приносящих сомнительный эффект.
Нарастание дефицита торгового баланса и счета текущих операций, сокращение золотовалютных резервов, обесценивание национальной денежной единицы – активизация всех этих процессов обострила желание властей в очередной раз ополчиться против потребительского импорта. Так, с 1 июня введено лицензирование многих видов макарон, кондитерских изделий и пива, ввозимых из-за рубежа. Кстати, в начале этой недели первую лицензию по новым правилам получила украинская компания «Оболонь». Ее представители успели заявить, что условия оказались невыгодными – Беларусь потребовала повысить цены и сократить поставки.
Всю минувшую неделю бизнес обсуждал одиозное предложение правительства – ограничить список компаний-импортеров 12 государственными заводами, которые производят продукцию, аналогичную той, которую должны импортировать. «НГ» приводила мнения и комментарии экспертов, утверждавших, что ноу-хау белорусских властей обернется разорением многих предприятий, оттоком валюты за рубеж, ростом серого импорта и потерями бюджета, а также проблемами со странами – торговыми партнерами, и в первую очередь по Таможенному союзу.
Предположение экспертов оправдалось: власти отказались от своего намерения. «Первая причина – непонимание в Кремле», – считает экономист Леонид Заико. «Российское правительство и российские экономисты мне звонили и спрашивали: «Что случилось?» Потому что это на самом деле нарушает принципы Таможенного союза и свободного движения товаров и услуг», – говорит эксперт. Да и сами белорусские власти в конце концов осознали бесперспективность такого подхода, полагает он. Днем ранее оправдываться начала пресс-служба правительства. «Правительство не давало поручений о введении этой меры и других заградительных мер на ввоз товаров», – цитирует она реакцию Михаила Мясниковича на этот счет. О том, что принятие документа нецелесообразно, заявило и Министерство промышленности, в подчинении которого находятся заводы – несостоявшиеся импортеры.
Не успела местная экономическая общественность насладиться своей победой, как стало известно еще об одной запретительно-контрольной инициативе властей. Информацию о том, кто и сколько купил иностранной валюты в банке, предлагается вывести из списка банковской тайны. Право запрашивать у банка такие сведения могут получить налоговые инспекции. Разработчики нововведения рассчитывают, что таким образом смогут не только отбить у населения желание покупать доллары и евро, но и вычислить тех, кто приобретает их гораздо больше, чем имеет располагаемого дохода.
Как и к предыдущим ноу-хау правительства, к этому эксперты относятся скептически. Те, кому нужно, найдут возможность уйти от ответа, говорят они. «Контроль не всегда приводит к прекращению той или иной деятельности», – уверен старший аналитик ForexClub в Беларуси Валерий Полховский. Бороться с теневой экономикой расширением легальных возможностей власти Беларуси пока не планируют, с сожалением констатируют независимые экономисты.
Фото: Kirill Kravtsov