20 октября на сайте радиостанции «Немецкая волна» было размещено интервью с послом Германии в Беларуси Гебхардтом Вайсом.
Отвечая на вопрос о позиции Евросоюза в вопросе политзаключенных, господин Вайс позволил себе заявить следующее: «Нужно сказать, что на данном этапе по признанным международным стандартам политических заключенных в стране, как это было до августа 2008 года, нет. Сейчас есть проблемы с людьми, которые занимались бизнесом и за выражение своих убеждений получили суровые наказания, в определенном смысле необычные для европейского пространства. И Amnesty International здесь уже говорит об узниках совести».
В связи с этим организация «Малады Фронт» выступила с заявлением, в котором отмечается, что в документах «Международной амнистии», на которые ссылается Вайс, дано определение «политическому заключенному».
«Политическим заключенным называется любой заключенный, в деле которого присутствует весомый политический элемент. Такими могут быть: мотивация действий заключенного, сами действия или причины, которые побудили власти отправить его за решетку. Когда говорят «политический заключенный», имеются в виду как узники совести, так и лица, которые стали жертвами уголовно-карательного насилия, или обвинены в совершении других видов преступлений».
«Напомним, что в мае 2009 года «Международная амнистия» признала узниками совести 11 молодых белорусов – фигурантов знаменитого «дела 14-ти», среди которых был и Артем Дубский. Таким образом в соответствии с международными стандартами, в Беларуси как минимум 11 политзаключенных, часть из которых находится за границей, не имея возможности вернуться в страну без вероятности ареста и заключения по политическим мотивам», -- говорится в заявлении «Маладога Фронта».
В связи с этим «Малады Фронт» просит господина Вайса публично:
1) Объяснить высказывание об отсутствии политзаключенных в Беларуси и привести международные документы, на которые господин Вайс опирался, делая такой вывод.
2) Объяснить выражение: «Что касается Артема Дубского, то тут я еще не смог придти к заключительному выводу. Надо все же учитывать, что он в определенный момент не соблюдал правила режима отбывания наказания. И поэтому лучше думать о движении вперед».
Означает ли это открытое признание послом Германии того, что в «диалоге» ЕС и властей Беларуси вопрос политзаключенных – вторичен и не требует срочного решения?