Эксперты в области СМИ выражают тревогу в связи с заявлением замминистра внутренних дел о новом формате работы журналистов во время уличных акций.
Напомним, что, согласно словам замминистра внутренних дел Евгения Полудня, отныне во время уличных акций будут работать «пресс- офицеры» – сотрудники МВД в синих жилетах, к которым представители СМИ смогут обращаться «по всем вопросам происходящего».
Также из заявления замглавы МВД следует, что журналистам фактически запретят вести фото- и видеосъемку происходящего. При этом Полудень сослался на опыт работы немецкой полиции во время уличных акций.
«Во время своих визитов в Германию мы переняли опыт работы полицейских на акциях «правых», «левых», «зеленых». Там пресса не имеет права снимать на фото и видео лица как сотрудников полиции, так и участников акций. Только общий план. Думаю, такой опыт нужно перенять», -- сказал он.
Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец прокомментировал сайту www.charter97.org инициативу МВД.
– Что означают все эти заявления?
– Это своеобразный «ответ» на заявления БАЖ в прокуратуру и МВД с просьбой привлечь к ответственности тех людей, которые мешали работе журналистов на последних акциях в Минске. Что касается фотографирования лиц крупным планом – это «ответ» на требование придать огласке имена тех, кто препятствовал работе журналистов 9, 16 сентября и 16 октября. Чьи это были лица? Это реакция МВД на фото людей в штатском, мешающим работе журналистов, которые появились в интернете.
– Из заявления МВД следует, что журналистам фактически запрещается вести фото и видеосъемку во время уличных акций…
– Милиция неправомочна устанавливать законы для журналистов. Заявления МВД касаются работы их сотрудников. В свою очередь, работа журналистов регулируется законодательством, в том числе, Законом о СМИ, который не запрещает вести съемку на уличных акциях.
– При этом МВД ссылается на опыт Германии. Что имеется ввиду?
– У нас всегда любят ссылаться на опыт других стран. В нескольких странах существует норма, согласно которой журналист, ведущий съемку крупным планом, должен взять разрешение у человека, которого снимает. Однако в Беларуси таких положений нет. Кроме того, в Законе о СМИ прописано, что во время массовых мероприятий разрешается ведение любого вида съемки.
– Но существует опасность, что журналистам придется играть по правилам МВД. Как вы считаете, что следует ожидать от этих людей в «синих жилетах»?
– Надеюсь, что обращаться к людям в жилетах придется только в тех случаях, когда нарушаются права журналистов. Самое тревожное в этом заявлении – запрет съемки крупным планом участников акции и сотрудников милиции. В любом случае журналисты должны руководствоваться не заявлениями высокопоставленного милицейского чиновника, а законодательной базой.