Барак Обама имеет шанс получить вторую Нобелевскую премию в том случае, если новая американская администрация все-таки обратит внимание на Беларусь.
На этой неделе известная белорусская журналистка Ирина Халип была удостоена в Нью-Йорке престижной награды Международного фонда женщин в СМИ (International Media Foundation).
Журналистка стала лауреатом в номинации «За мужество в журналистике». Вместе с Ириной награду в этой номинации получили Агнес Тайе из Камеруна и Джиле Баньягуб из Ирана.
«Эти замечательные журналистки сделали выбор в пользу освещения новостей в трех странах, где поиск правды ставит их под угрозу ареста, физической расправы и даже гибели», – заявила о лауреатках председатель фонда Джуди Вудраф.
Церемония награждения премией состоит из двух этапов – первый прошел 20 октября в Нью-Йорке, второй состоится 28 октября в Лос-Анджелесе.
Во время церемонии в нью-йоркском отеле «Waldorf Astoria» Ирина Халип выступила с речью.
Что журналистка посчитала нужным сказать на церемонии вручения премии, как реагировала на выступление аудитория и каким ожидается второй этап награждения в Лос-Анджелесе – об этом Ирина Халип рассказала в интервью «Радыё Свабода».
-- Для меня самым важным было объяснить, что Беларусь – это на самом деле ортодоксальная диктатура, которая по иронии судьбы появилась в самом центре Европы. И после моей речи, кстати, многие американские журналисты подходили и говорили мне: «Ты знаешь, а мы сейчас тоже подумали, а как так могло случиться, ведь вы на самом деле в центре Европы находитесь…» Пускай они тоже подумают, как это могло произойти.
Для меня было очень важным сказать о том, что сейчас наблюдается очень опасная тенденция – тенденция «realpolitik», которая вынуждает Запад сотрудничать с Лукашенко, делать вид, будто бы так и надо, пытаться как-нибудь присоединить его к европейской общественности. Возможно, это в целях продолжения игры с Россией, возможно, потому что всем надоело заниматься борьбой за права человека в Беларуси. Не знаю, но действительно тенденция эта очень опасная. И если она продолжится, то и о нас, журналистах, которые пишут и говорят правду, и о политзаключенных просто все забудут. Мы уже будем никому не нужны. Запад будет вести переговоры с Лукашенко, и обе стороны будут делать вид, будто ничего и не происходит. Мне казалось очень важным объяснить, что эта тенденция на самом деле очень опасна, и что Запад все-таки должен изменить свою позицию на более твердую.
-- Ирина, ваша речь на церемонии в Нью-Йорке, как вы считаете, может иметь более широкий эффект?
-- Я очень надеюсь на это. Если включить американское телевидение, то всюду, где есть хоть какие-то политические ток-шоу, обсуждение событий в мире, мы можем очень много услышать про ситуацию в Иране, Северной Корее, Ираке, но про Беларусь никто ничего не говорит. Не потому, что не знают, а потому что она как будто бы не очень актуальна для Соединенных Штатов.
Но ситуация в Беларуси должна быть актуальной. Я сказала своим коллегам, что Обама имеет шанс получить вторую Нобелевскую премию, как когда-то Мария Складовская-Кюри, -- в том случае, если новая американская администрация все-таки обратит внимание на Беларусь.
И я думаю, что мои американские коллеги в этом могут мне помочь. Американская аудитория вообще очень хорошая, очень податливая. Она очень чутко отзывается на то, что слышит. И все мои коллеги с Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си, «Блумберга» обещали сделать все возможное, чтобы тема Беларуси звучала выразительнее, громче, чаще.
-- Что предусматривает второй этап награждения премией?
-- Второй этап – это церемония в Лос-Анджелесе. Это уже совсем другое. Если в Нью-Йорке собираются в большинстве своем представители прессы и финансовых деловых кругов, то лос-анджелевская церемония – это уже Голливуд, гламур, это красные ковры и теле- и кинозвезды.
Но я надеюсь, что и в той среде я смогу напомнить про Беларусь. Кстати, я хочу сказать, что мои друзья из «Свободного театра» Николай Халезин и Наталья Коляда не так встречались в Лос-Анджелесе со Стивеном Спилбергом. Так вот, Спилберг – один из спонсоров церемонии в Лос-Анджелесе. Он поддерживает эту награду. Он и его друзья (такие как Джефри Катценберг) делают многое для того, чтобы эта тема также звучала даже в Голливуде, которому, казалось бы, нет никакого дела до чего-либо, кроме гламура.