Представители общественности обжалуют решение суда Центрального района Минска, не ставшего на их сторону в вопросе охраны Куропат.
Судья Иван Мойсейчик отказал в удовлетворении коллективной жалобы в отношении Генеральной прокуратуры Беларуси.
Общественные активисты уверены, что в прокуратуре не контролируют исполнение законодательства об охране историко-культурных ценностей при строительстве объектов вблизи урочища Куропаты, где захоронены жертвы политических репрессий, сообщает БелаПАН.
26 июня суд Центрального района столицы рассмотрел коллективную жалобу на Генпрокуратуру, которую подали общественный и политический деятель Винцук Вячорка, председатель ОО «Христианский союз «Куропаты» Вацлав Немкович, лидер Белорусской ассоциации жертв политических репрессий Зинаида Тарасевич, общественные деятели Вацлав Орешко и Александр Маков, журналист Марат Горевой.
В качестве основной претензии защитники Куропат предъявляли то, что Генпрокуратура не проконтролировала исполнение направленного в Миноблисполком еще в конце 2012 года представления о «ликвидации нарушений законодательства об охране историко-культурного наследия, причин и условий, которые этому способствуют».
Нарушением в данном было то, что несколько лет назад СООО «БелРестИнвест» возвело вблизи Куропат четыре постройки запланированного в этом месте развлекательного комплекса, ранее носившего название «Бульбаш-холл». Эти постройки, как подтвердили представители общественности и госорганы, оказались возведенными в охранной зоне Куропат, признанных памятником международного значения. Спустя более полутора лет видимых результатов исполнения предписания нет — постройки не убраны.
В феврале нынешнего года представители общественности направили в Генпрокуратуру письмо, в котором шла речь о недопустимости проведения любых проектно-исследовательских работ на территории охранной зоны Куропаты, поскольку такие работы могут привести к уничтожению объектов историко-культурного наследия.
Авторы письма просили Генпрокуратуру проверить документацию, касающуюся проектно-исследовательских работ; не допустить планирования строительства объектов международного выставочного центра в охранной зоне; проверить, в какой степени исполнено решение совещания с участием представителей Генпрокуратуры от 27 декабря 2012 года о выносе четырех домиков ресторанно-развлекательного комплекса, возведенного в охранной зоне, а также принять меры по их сносу.
В официальном ответе на это обращение Генпрокуратура проинформировала, что оно направлено в Министерство культуры. Защитники Куропат расценили такой ответ как «отписку» и обжаловали решение Генпрокуратуры в суде.
Несмотря ни на что, судья не счел, что Генпрокуратура бездействует в данном вопросе.
Комментируя решения суда, правозащитник Гарри Погоняйло, принимавший участие в процессе, высказал мнение, что судья принял политически мотивированное решение, поскольку власти не хотят урегулировать ситуацию с Куропатами.
«Это [решение судьи] означает, что граждане просто ошибались в отношении тех обстоятельств, которые они пытались по суду установить — бездействие прокуратуры. Опять все сводится к тому, что граждане будут бегать от учреждения к учреждению, требуя выполнения действующего законодательства, а их будут пинать», — сказал Погоняйло.
«Ситуация там обостряется тем, что хозяйствующие субъекты, нередко, возможно, используя коррупционные схемы, пытаются прихватить лакомые земельные участки, которые сегодня находятся практически в городской черте, и вести там коммерческую деятельность», — заявил правозащитник.
Тем не менее, подчеркнул Погоняйло, представители общественности не намерены останавливаться в вопросе защиты Куропат и будут добиваться того, чтобы «чистота охранной зоны» была восстановлена, поскольку все объекты на территории памятника «возведены незаконно и по Гражданскому кодексу подлежат сносу или переносу».