Беларусь будет свободной, потому что есть люди, готовые жертвовать многим ради этого.
Кинорежиссер Олег Дашкевич представил на днях в Белорусском доме в Варшаве серию фильмов о белорусских политических заключенных - «Хроника судного времени». Ее героями стали десятки белорусских узников совести, которые были арестованы накануне, во время и после президентских выборов в Беларуси в 2010 году.
Каждая показанная кинематографистами история — судьба отдельного человека, рассказ об испытаниях, которые ему пришлось пройти ради мечты о свободной, демократической и независимой Беларуси.
Героями первой части представленного в Варшаве фильма стали — руководитель правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь», кандидат в президенты на выборах 2010 года Андрей Санников, политзаключенный, кандидат в президенты Николай Статкевич, бывший политзаключенные Дмитрий и Анастасия Дашкевичи, координатор «Европейской Беларуси» Дмитрий Бондаренко, активист партии КХП БНФ Сергей Коваленко, сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец и главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина.
Олег Дашкевич рассказал, для чего на протяжении нескольких лет снималась «Хроника судного времени»:
«Наши фильмы стали реакцией на события декабря 2010 года в Беларуси. Когда страна провалилась в яму, мы хотели дать людям надежду. Это было очень важно для всех. Для тех, кто оказался за решеткой, потому что о них помнят. Обществу, которое не знало, что делать, было растеряно, мы хотели сказать, что выход есть.
Нужно фиксировать время, фиксировать историю. Уже прошло несколько лет, но я знаю — события 2010 года останутся в памяти. В своих фильмах мы не подавали сухую информацию, а старались сделать это через образ конкретного человека.
Общество должно на чем-то строиться. И если не на чем стоять, то и не будет никакого общества. Очень важно, чтобы люди, которые что-то декларируют, соответствовали своим декларациям. У нас, к сожалению, очень много было в новейшей истории несоответствия: политики говорили какие-то слова, им верили, а потом оказывалась, что они были не готовы делом поддержать то, о чем говорили. И таким образом убивалась вера.
Но в декабре 2010 года был заложен фундамент, на котором общество уже может что-то строить, потому что принципы — это очень важно, тем более в наших условиях. Борьба идет за дух. Нет духа - будет серая мгла. Есть дух - будет правда. И эта правда была заложена людьми, которые не предали свои принципы.
Рано или поздно каждый задает себе вопрос: зачем я живу? Если человек понимает зачем, если у него есть силы — это пример для тех, кому нужен ориентир. Сейчас Беларусь находится в таком состоянии, когда нарушены все стандарты — социальные, культурные, этические, эстетические, когда можно все и нет никаких моральных ограничений. Но моральные ограничения должны быть, человек должен отвечать за свои слова. И герои этих фильмов — почва, фундамент, на котором строится нация».
Во время презентации фильма прошла скайп-конференция с недавно освобожденным политзаключенным Алесем Беляцким, который был одним из вдохновителей проекта «Хроника судного времени», но из-за ареста стал его первым героем.
«Мы многое пережили за последние годы, прошли через огромные испытания в декабре 2010 года и после, но тем не менее нам удалось отстоять свою гражданскую позицию. Мое единственное желание — увидеть всех на свободе, потому что пока в тюрьме находится хоть один политзаключенный, вирус страха в обществе остается. Ведь нас и держат в тюрьмах все эти годы, потому что для власти это инструмент удержания общества в страхе», - сказал Беляцкий, комментируя «Хронику...».
Главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина спросила у Алеся Беляцкого, может ли режим Лукашенко рассчитывать на благосклонность Запада в случае освобождения всех политзаключенных, ведь на протяжении 20 лет узники совести были для диктатора товаром, который он продавал на выгодных для себя условиях.
«Освобождение политзаключенных — это первый шаг. Необходимо немедленно освободить семь человек, которые сейчас находятся в заключении. Но на самом деле все гражданские и политические свободы, все возможности наших граждан сейчас «зацементированы», их невозможно реализовать. Куда ни посмотри — средства массовой информации, проведение акций, проведение выборов — везде завал. За 20 лет завалило все, затянуло илом и песком. Должен быть определенный процесс, который происходит шаг за шагом и только вперед. Однозначно, что с освобождением политзаключенных ситуация не разрешится, но также ясно, что без решения этого вопроса невозможно вести речь о существенных для режима вопросах — в первую очередь, конечно, экономических», - сказал руководитель правозащитного центра «Вясна».
Высказался правозащитник и по поводу предстоящих в 2015 году в Беларуси «президентских выборов»:
«На сегодняшний день мне кажется, что эта кампания не будет определяющей. Надеяться на то, что при сегодняшних процедурах мы изменим политическую ситуацию в стране, даже просто подсчитаем голоса объективно, нам не приходится. С этого надо и исходить. Учитывая эти моменты, надо искать какие-то параллельные или другие пути работы с белорусским обществом, не надеясь только на избирательную кампанию», - сказал Беляцкий.
Правозащитник также отметил, что многие белорусы после 2010 года были вынуждены уехать из страны из-за уголовного преследования и давления спецслужб:
«Возвращение этих людей в Беларусь — одна из частей разрядки той напряженности, которая сложилась на сегодняшний день в стране между демократическим обществом и властями. Если бы власти пошли на какие-то изменения, на комплексное улучшение ситуации, то вопрос с белорусской эмиграцией решался примерно также, как он в свое время решился после развала Советского Союза: многие вернулись, когда исчезло политическое давление и все эти ограничения, которые не давали людям нормально жить. На сегодняшний день, конечно, в Беларуси эти трудности существуют, существует реальная опасность для общественных и политических активистов, для членов их семей».
Алеся Беляцкого приветствовал на свободе также бывший политзаключенный Дмитрий Бондаренко, который после 19 декабря 2010 года пробыл в тюрьме 16 месяцев:
«В тюрьме мне казалось, что главное — не быть зэком и оставаться свободным человеком. И этого можно было добиваться в определенных ситуациях. Сейчас, на свободе, когда гуляешь по улице, руки автоматически прячутся за спину - в таком положении легче думается. На воле, мне кажется, надо помнить, что ты был зэком.
У нас есть для тебя, Алесь, один наказ. Так случилось, что сейчас ты представляешь Беларусь как правозащитник (ты даже похож на Ганди). Ты должен будешь говорить за всех нас: и за тех, кто сидит, и за тех, кто на воле, и за тех, кого уже нет с нами. Поэтому немного времени даем тебе на отдых, а потом — будь нашим голосом».
Алесь Беляцкий ответил, что будет делать все, что в его силах:
«Безусловно, я буду стараться делать все, что в моих силах. Понимаю всю ответственность. Большой вопрос, как сегодня заинтересовать проблемами Беларуси то же европейское сообщество, которое сейчас направило все свое внимание на нашу южную соседку. Это в некоторой ступени справедливо, потому что события в Украине в ближайшей перспективе повлияют на судьбу Беларуси. Но наша борьба общая, и она продолжается».