С начала 2014 года жилищные организации столицы выявили 942 автомобиля, непригодных для участия в дорожном движении. 284 из них – утилизировали.
Далеко не все старые машины ожидает реставрация и хвалебные отзывы любящих владельцев – бдительные городские службы внимательно осматривают дворы жилых домов в поисках железного «хлама». На один из таких автомобилей натолкнулся «Ежедневник».
Светлый «Запорожец» 1982 года выпуска смотрелся во дворе многоэтажки по улице Куйбышева как антикварный шкаф в переулке. «Не хлам. Почти на ходу. Весной поедет. Не продается», - такую записку оставил владелец ретро-автомобиля. Для кого? Мы позвонили по одному из оставленных телефонных номеров.
«Да, это мой автомобиль», - охотно ответил мужчина, представившись Андреем. Запорожец приобретен 10 лет назад и успел послужить хозяину – пока не отказали тормоза.
«И задние не работают, и передние, - охотно отвечал 45-летний мужчина, - отказали в 2007 году. Но я настроен на ремонт, это хорошая машина».
Запчасти есть, как их «прикрутить» автомобилисту известно, вот только «эвакуатор в деревню завезти дорого будет. А в Минске куда ее?»
Сообщения, выглядывающие из нескольких окон «Запорожца», Андрей написал для сотрудников ЖЭСа – в начале года те отыскали его и поинтересовались: не пора ли отправить машину в Гатово? После записок звонки ЖЭСа прекратились, зато «проснулись» потенциальные покупатели.
«Люди часто звонят, - без удивления в голосе говорит Андрей, - хотят купить. «Запорожец» – своеобразная машина, которую не сравнить ни с «Жигулями», ни с «Москвичом». У него срезают крышу, переделывают – тюнингованные автомобили стоят от тысячи до двух тысяч долларов. За этот больше 300 долларов не выручишь. Но я даже не спрашиваю, сколько предлагают, 500 долларов – не повод для продажи. Я его люблю и буду ездить сам».
Сколько в столице ржавого хлама, владельцы которого не намерены заниматься ремонтом и сколько машин отправляют на утилизацию? С этими вопросами «Ежедневник» обратился в ГО «Минское городское жилищное хозяйство».
Работу с неэксплуатируемыми транспортными средствами ведут в рамках указа президента №348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». ЖЭСы отслеживают старые машины на закрепленных территориях, пользуясь помощью ГАИ, местных жителей и работников специализированных служб города.
Неэксплуатируемым транспортным средством считается автомобиль, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при которых запрещается участие в дорожном движении, исключается возможность его эксплуатации. Еще одно условие для признания автомобиля «ржавым корытом» - отсутствие эксплуатации более 6 месяцев со дня истечения срока действия разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.
Установить хозяина «хлама» по запросу ЖЭС помогают районные ГАИ столицы. Отыскав собственника, его просят определиться: в течение 30 календарных дней отыскать для автомобиля охраняемую стоянку, привести «в надлежащее состояние» или утилизировать.
С начала 2014 года в Минске направлено 717 запросов таких запросов, в 732 случаях владельцев установили, передав извещения с разъяснением порядка утилизации непригодного для эксплуатации автомобиля. Владелец «корыта» может взвались свои обязанности на ЖЭС без оплаты его услуг. Для этого нужно снять автомобиль с учета в ГАИ и письменно подтвердить готовность утилизировать транспортное средство.
«В случаях, когда владелец НТС не установлен, транспортное средство перемещается на охраняемую стоянку, - пояснили «Ежедневнику». - Далее оно признается судом бесхозяйным и подлежит утилизации».
По данным ГО «Минское городское жилищное хозяйство», с начала 2014 года жилищные организации столицы выявили 942 транспортных средства, непригодных для участия в дорожном движении. 417 транспортных средств приведены «в надлежащее состояние», 284 утилизировано силами автовладельцев, 84 неэксплуатируемых транспортных средств перемещено на охраняемые стоянки.